В конце марта по приглашению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея Днепропетровск посетил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

Часть визита высокого священника проходила в рамках проекта «Место встречи — Остров классики». В Днепропетровском академическом театре русской драмы имени М. Горького состоялось исполнение оратории для солистов и оркестра «Страсти по Матфею», автором которой является митрополит Иларион.

В тот же день в здании Днепропетровской епархии прошла встреча Владыки с журналистами. Некоторые фрагменты этой интересной беседы мы предлагаем нашим читателям.

О нашем городе

— Днепропетровск — славный город, у которого своя история, свое прошлое и настоящее, город, где живут верующие люди, прекрасный благочестивый народ. Поэтому я с большой радостью принял предложение митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея приехать в ваш город. Это приглашение я получил еще в прошлом году, когда здесь впервые исполнялось мое произведение «Страсти по Матфею», но тогда, к сожалению, приехать не смог. Хорошо, что это удалось сделать в нынешнем году. Я рад пообщаться с Вами, дорогой Владыка Ириней, с вашей паствой, прихожанами и с прекрасным городом Днепропетровском.

О своем произведении «Страсти по Матфею»

— В православной традиции есть похожее богослужение. Оно совершается вечером в великий четверг и состоит из чтения 12 евангельских отрывков, которые чередуются с песнопениями, посвященными страданиям Спасителя. Я заимствовал западную форму, но постарался наполнить ее православным содержанием.

Поскольку с самого начала произведение писалось не для храма, а для концертного исполнения, то я, помимо хора, использовал еще струнный оркестр. Иногда они звучат вместе, а иногда чередуются. Получаются как бы два хора — человеческих голосов и струнных инструментов, которые вместе прославляют Спасителя. Такова идея этого сочинения.

О посещении Церкви

— Если есть альтернатива посещать театр или церковное богослужение, то предлагаю идти в церковь. Но есть одна проблема. Если вы зайдете в храм на Пасхальную службу, то увидите, что он переполнен. А если вы придете на богослужение в страстную пятницу, то не обнаружите там много людей. Поэтому вот эти страстные службы, к сожалению, проходят мимо многих. Мое сочинение для театра как раз и направлено на то, чтобы данную функцию восполнить. Я от многих людей слышал, что после концерта они хотят пойти в церковь.

О реформах в системе духовного образования

— Одна из целей, которую поставил Святейший Патриарх Кирилл перед нашей системой духовного образования, чтобы она соответствовала Болонской системе. Во-первых, дипломы духовных школ будут признаваться государством. Но самое главное, мы хотим добиться, чтобы система духовного образования стала современной. К сожалению, до сих пор в ней существуют пережитки прошлого. Например, представление о том, что вся учебная деятельность должна быть направлена лишь на предоставление студенту определенной суммы знаний. И вот в течение нескольких лет студент зазубривает большое количество сведений из истории церкви, богословия, но при этом достаточно мало внимания уделяет самостоятельной работе.

А в современном образовании акцент делается как раз на развитие навыков самостоятельной работы студента. Поэтому задача преподавателей заключается не только в том, чтобы человек усвоил сведения, которые он после экзаменов постарается благополучно забыть, но и в том, чтобы научить его мыслить, самостоятельно работать с научными материалами. Ну и, конечно, самая главная задача — это воспитывать человеческую личность. Поэтому здесь недостаточно ограничиться какими-то знаниями духовного плана. Вся духовно-воспитательная система должна соответствовать потребностям современного человека.

О религии и науке

— Я считаю противопоставление науки и религии искусственным. Его мы унаследовали от эпохи безбожия. Дело в том, что никакого коренного противоречия между наукой и религией нет и быть не может. И мы знаем, что и в древности, и в недавнем прошлом, и сегодня есть много ученых, которые являются глубоко верующими людьми. И чем больше человек углубляется в научное познание мира, тем больше он восхищается замыслом Творца. Безусловно, в науке должна быть определенная нравственная составляющая. Ведь многие открытия можно использовать как в полезных целях, так и в целях разрушения. Поэтому если развитие науки не моделируется неким нравственным и духовным началом, то это развитие в некоторых отраслях может привести к очень опасным последствиям. Я абсолютно убежден — необходимо взаимодействие между религией и наукой.

О критике

— Я знаю, что меня раньше часто критиковали за мои работы и высказывания. Но не критикуют только того, кто ничего не делает. Если вы хотите, чтобы вас не критиковали, то ничего не делайте, не пишите, не говорите. Тогда никто не будет вас критиковать и вообще о вашем существовании не будут знать. А если человек что-то делает, то у него всегда находятся противники.

Сейчас меня в основном критикуют за деятельность, поскольку должность председателя Отдела внешних церковных связей всегда связана с какими-либо острыми проблемами. Когда ты их затрагиваешь, то обязательно находятся люди, с твоей позицией не согласные. Но это нормально, так устроен мир.

О вдохновении

— Я, как религиозный человек, глубоко убежден, что источником вдохновения является Бог. И я не вижу другого объяснения тому факту, что вдруг человеку является мелодия, которую он не сочинял. Я учился музыке в детстве, в юности, а затем это занятие бросил и ушел из консерватории в монастырь. И не думал, что когда-нибудь вернусь к музыке. Но вдруг на сороковом году жизни начал слышать музыку. Причем я ее не конструировал, она просто приходила.

Конечно, дальнейшая работа над музыкальной темой — это уже профессиональный творческий процесс с участием человека. Но вот то начальное вдохновение, которое приходит композитору, я думаю, что оно от Бога.

О церковном расколе

— В Украине основной религиозной проблемой является церковный раскол. Однако у меня создалось впечатление, что мода на раскол сегодня прошла. Эта мода существовала в начале 90-х годов, когда все в бывшем Советском Союзе раскалывалось. Сейчас люди настроены на консолидацию. Главное — мы должны относиться к нашим братьям и сестрам, находящимся в расколе, с любовью, понимая, что большинство из них — это люди, которые попали туда просто в силу сложившихся причин.

О преподавании религии в школе

— В России уже много лет ведутся споры о возможности или невозможности преподавания религии в школе. И эти споры привели к тому, что создана форма преподавания, которая получила название «Основы православной культуры». Это не преподавание религии, не Закон Божий, а культурологический предмет, направленный на то, чтобы дети узнавали историю своей страны, свои культурные, духовные и религиозные корни. Во многих странах Запада существует предмет «Религия». Причем дети получают образование по нему в строгом соответствии со своей конфессиональной принадлежностью. Если в школе есть православный ребенок, то к нему приходит православный священник, который за государственные деньги обучает этого ребенка основам православия. Вот непонятно, почему в католической Австрии православный священник может преподавать православие, а, например, в православной России он этого делать не может?

Тем не менее, новый предмет «Основы православной культуры» в какой-то степени является прорывом, и если он получит поддержку детей и родителей, то уверен, что будет развиваться. Причем это касается не только православия.

О жизненном выборе

— Любая тематика, кроме религиозной, меня не интересует. И как священнослужитель не думаю, что я должен писать, например, светскую музыку. Вся моя деятельность, будь то церковная, литературная или музыкальная, по сути, направлена на служение Христу и его Церкви. Я достаточно долго уже этим занимаюсь и только этим хотел бы заниматься всю оставшуюся жизнь.