Сегодня Украина нуждается в украинских звездах — молодых и перспективных. Как говорят отечественные продюсеры, звезд следует создавать. Так же, как это делают, например, в России. Кроме того, по словам продюсера Виталия Климова, через засилье «блестящих» и «стрелок» сложно идентифицировать себя как народ. А большинство современной украинской музыки в основном подходит под определение «неформат». Но, как говорит лидер группы «Океан Ельзи» Святослав Вакарчук, «очень часто под словом «неформат» скрывается нежелание раскручивать новую украинскую музыку, риск брать на себя ответственность за то, что вдруг она может провалиться в эфире».

Эти проблемы обсуждались в Киеве на презентации всеукраинского проекта популяризации современной украинской песни «Своя музыка» при участии вице-премьер-министра Украины Вячеслава Кириленко и Святослава Вакарчука. Еще в ноябре прошлого года по инициативе вице-премьер-министра был создан Совет взаимодействия по вопросам развития современной музыкальной культуры, в состав которого вошли директора ведущих FM-станций, музыкальные продюсеры и представители звукозаписывающих компаний. «После длительного обмена мнениями мы пришли к выводу,— отмечает В. Кириленко,— что принципиальных противников увеличения доли украинской музыки в национальном радиоэфире нет. Поэтому, чтобы помочь молодым украинским исполнителям прорваться в наш эфир, получить помощь при записи фонограмм, продюсировании и ротации песен на FM-станциях, мы даем старт новому музыкальному проекту «Своя музыка». Финансирование этого проекта не является заданием правительства. «Однако все, что касается организационного или нормативного содействия,— говорит В. Кириленко,— будет предоставлено. Ведь все мы заинтересованы в том, чтобы украинской музыки было в эфире не 5%, а значительно больше».

В свое время с целью популяризации и поддержки современной отечественной песенной культуры самыми большими украинскими сетевыми радиостанциями было положено начало проекту «Український формат». Поэтому можно сказать, что «Своя музыка» — это своеобразное продолжение «Українського формату». Хотя теперь проект долгосрочный и в нем участвуют уже не четыре, а одиннадцать радиостанций, в эфире которых будут звучать песни практически еще никому не известных исполнителей. Попробовать стать знаменитым может каждый. Стоит только послать фонограмму своей песни. Рабочая группа проекта со всего материала отберет восемь песен, независимо от качества присланных фонограмм. Потом молодые исполнители доработают их с лучшими украинскими музыкальными продюсерами на украинских студиях звукозаписи, учитывая пожелание программных директоров радиостанций. А далее — получение отмеченными песнями горячей ротации на радиостанциях. За любимые песни будет голосовать аудитория с помощью sms или на веб-сайтах радиостанций. И чуть ли не самый главный этап проекта — проведение гала-концерта конкурсантов в студии Первого национального телеканала, где в прямом эфире будут объявлены результаты. Сборник песен победителя выйдет на CD и поступит в продажу. Что ж, планы грандиозные! Уже к середине марта планируется познакомить радиоаудиторию с неизвестными исполнителями. То есть, если проект будет продуктивным, ожидать недолго — в марте уже должна родиться новая звезда.

Как заявляют участники проекта, некачественной музыки в эфире не будет. «Очень часто случается так, что технический уровень записи, актуальность, аранжировка, текстовые и музыкальные нагрузки являются достаточно примитивными для того, чтобы их ставить в эфир,— говорит Вакарчук. — Можно упрекнуть в том, что нас кормят огромным количеством примитивного эфира с России. Они считаются рейтинговыми априори. Для того, чтобы сломать этот стереотип, мы хотим создать продукт, который будет на порядок выше». По мнению Святослава Вакарчука, качество — это, в первую очередь, естественность и искренность. «Возможно,— говорит продюсер Виталий Климов, — мы сразу не слепим звезд, но мы поможем музыкантам сделать первый шаг. Потому что это не является шоу-бизнесовым проектом. Это больше — гуманитарный шаг». Что ж, симпатии зрителей сами отрегулируют этот процесс. Потому что, как говорит уже опытный в делах шоу-бизнеса Вакарчук, музыка не является законом, где написано, что хорошо, а что — плохо. «Критерий один — людям или нравится, или не нравится,— объясняет он.— И проверить этот критерий мы сможем только тогда, когда эти песни станут популярными; будут ли приходить люди на концерты и покупать диски или нет. До того сказать, успешный этот проект или нет, к сожалению, не может никто. Но кто-то начинать его должен».