В конце прошлой недели Днепропетровск посетила комиссия Главной автоинспекции Министерства транспорта и связи Украины совместно со спецподразделением ГАИ «Кобра».

Целью их визита стала проверка работы маршрутных такси альтернативной сети перевозчиков «Приватна мережа». Как сообщили газете представители этой сети, в министерство от перевозчиков, работающих на маршрутах, распределенных во время последнего тендера (март 2005 г.), поступила жалоба, подписанная руководителями предприятий-автоперевозчиков «Технополис», «Игрек», ДАТП-11231, АТП-11255, ВТП-32, АТП-11259 и «Днепроинтертранс», о том, что маршрутки «Приватной мережи» перебивают у них пассажиров, работают без лицензий на право перевозки, допускают прочие нарушения.
Жалобу в министерстве зарегистрировали 17 мая. В тот же день было принято решение о направлении комиссии, определен ее состав, выделены экипажи «Кобры». И уже утром 18 мая комиссия приступила к работе в Днепропетровске. В основном производилась проверка соблюдения лицензионных условий. Перевозчикам выписывались акты о выявленных нарушениях.
Согласно действующему законодательству, по фактам выявленных нарушений должны выписываться штрафы и устанавливаться 10-дневный срок для их устранения. Однако, как стало известно со слов перевозчиков «Приватной мережи», ничего этого сделано не было. А 23 мая их вызвали в Киев для вынесения решения о лишении автоперевозчиков сети «Приватная мережа» лицензии на право внутригородских пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Как выразился один из представителей «Приватной мережи», «… это все равно, что машину оставить, а права отобрать. И ни в чем себе не отказывай». «Сама же жалоба, — сказал один из основателей «Приватной мережи» Георгий Евгеньевич Иванов, — говорит о том, что «официальные» перевозчики боятся конкуренции. И хотят добиться такого положения, при котором, образно говоря, магазин на всю улицу должен быть один. Чтобы никто не мешал выставлять такие цены, какие захочется!»
По иронии судьбы или провидению, трудно сказать, но именно 17 мая, со слов перевозчиков «Приватной мережи», Верховный Суд Украины вынес решение по иску ООО «Анкул» (одного из членов «Приватной мережи») о признании тендера на право работы на городских пассажирских автомобильных перевозках в Днепропетровске, прошедшем в марте 2005 года, недействительным. То есть все его результаты должны быть отменены, а маршрутная сеть Днепропетровска должна вернуться в состояние, в котором она пребывала до 1 марта 2005 г. Иначе говоря, все перевозчики обязаны вернуться на те маршруты, которые они обслуживали до указанной даты.
Для справки: суть иска ООО «Анкул» состояла в том, что это предприятие безосновательно не допустили к участию в тендере. Вернее, повод для недопуска компании тендеру был следующий: «Невозможность произведения на базе ООО «Анкул» технического обслуживания микроавтобусов». На деле это выглядело так: у «Анкула» есть СТО с шестью смотровыми ямами, пять из которых на момент проверки в боксах имели стационарное освещение, а шестая — во дворе — нет.
На просьбу журналистов рассказать причины и результаты проведенной проверки во время встречи с перевозчиками в Днепропетровском государственном областном автотранспортном управлении вечером 19 мая начальник глававтоинспекции по Днепропетровской области Р. М. Бузяков комментировать что-либо отказался, сославшись на то, что в 10 утра он давал, совместно с представителями министерства, пресс-конференцию для пяти местных телеканалов. На недоумение журналистов «Днепровской правды» и «Комсомольской правды», почему не были приглашены представители газет, Ринат Мурадович ответил, что у телеканалов гораздо большая аудитория, чем у газет. «И вообще, поскольку у вас нет аккредитации у нас, то мы и не посчитали нужным вас приглашать», — уточнил он. Также Ринат Бузяков сообщил нам, что любая информация, касающаяся работы их ведомства, должна согласовываться до выхода в печать.
Хочется напомнить Ринату Мурадовичу о том, что, согласно Закону Украины «О СМИ», государственные служащие не в праве отказывать журналисту в информации, кроме случаев, когда информация является государственной или военной тайной, информацией, способной нанести коммерческий вред третьим лицам, а также конфиденциальной информацией, касающейся частной жизни граждан. Как нам кажется, просьба журналистов прокомментировать происходившее 18 и 19 мая на маршрутах города никоим образом не является закрытой информацией. А согласовывать, опираясь на тот же Закон, журналист обязан только материалы рекламного характера, но никак не новостийные сюжеты.
Кроме того, в случае, если перевозчиков «Приватной мережи» лишат лицензии, то они намерены подать иск в суд по статье 206, части 3 Уголовного кодекса Украины, предусматривающей наказание за препятствование предпринимательской или хозяйственной деятельности государственными служащими с использованием служебного положения.
Мы далеки от мысли о том, что все официальные перевозчики — злодеи, а работники «Приватной мережи» — ангелы во плоти. И хорошего, и плохого у них хватает. Но зачем же так открыто лоббировать интересы одних в ущерб интересам других. Такие действия городских чиновников наталкивают на весьма определенные мысли.
И еще: с точки зрения обычных горожан, «Приватна мережа» сделала доброе дело уже хотя бы тем, что сбила цены на проезд. Вспомните, совсем недавно в городе оставалось несколько маршрутов, по которым можно было проехать за 1 гривню. Сегодня же все кольцевые «богданы» и почти все линейные везут пассажиров за 1, а не 1,5 гривни. Не знаем, нравится это перевозчикам или нет, а горожанам — очень нравится. На то она и конкуренция, чтобы выигрывал от нее потребитель, а не только монополист в той или иной сфере деятельности.
Иначе не совсем понятно, городские маршруты существуют для пассажиров или для обеспечения дохода руководству автопредприятий? В первую очередь?.. Или для устранения конкурентов любые средства хороши?