Добыча природного газа остается одной из немногих отраслей экономики Украины, где практически безраздельно господствует государство. В 2008 году на долю государственных компаний пришлось 93,2% добычи газа.

Такое соотношение не является уникальным: в некоторых странах нефтегазодобывающая отрасль вообще является монополией государства, в других — правительства усиливают над ней свой контроль. В отличие от обоих случаев в Украине государственное доминирование не стимулирует, а, наоборот, тормозит развитие газодобычи, превращая отрасль в главного донора бюджета. При этом наша страна обладает ресурсами, которые, в случае рачительного и эффективного освоения, в считанные годы выбросят термин «энергетическая зависимость» из активного лексикона.

В преддверие экономического кризиса Украина ежегодно потребляла до 75 млрд куб. м природного газа. При этом собственная добыча в 2008 г. составила менее 21 млрд кубометров (25%), остальное — импорт из России. На протяжении двух десятилетий высокая степень зависимости Украины от импорта энергоносителей была одной из главных экономических проблем государства и одним из основных факторов, определяющих его политику. Вместе с тем влияние поставщиков газа можно существенно уменьшить в течение нескольких лет.

Безусловно, в Украине нет несметных газовых запасов, подобных Западной Сибири или Каспию. Многие залежи уже выработаны. Большинство известных месторождений небольшие, газ залегает на значительных глубинах (свыше 5 км), а его разработка сопряжена с техническими трудностями. По объемам добычи газа Украина все еще не может выйти на показатель 1991 года — 24,5 млрд куб. м.

Между тем последнее 10-летие ежегодный прирост составляет не более 1-1,5%, что является свидетельством глубокой стагнации отрасли и фактического проедания газовых запасов, созданных еще во времена Советского Союза.

Однако даже по официальным данным балансовые запасы газа в Украине все еще составляют 1,4 трлн куб. м (удовлетворяют потребности страны на 20 лет). Прогнозные запасы Украины — от 5 до 7 трлн кубометров. При активном инвестировании Украине по силам за 5 лет поднять ежегодную добычу на 30-50% (до 27-30 млрд куб. м/год). Это означает, что доля импорта газа снизится с докризисных 75% до менее 50% от национального потребления.

По прогнозам Минтопэнерго на 2007-й год, прирост добычи на 30-50% в течение 5 лет требовал ежегодных капиталовложений в 2 млрд грн ($400 млн). Государственная программа «Освоение углеводородных ресурсов украинского сектора Черного и Азовского морей», разработанная еще в середине 90-х, предусматривала увеличение объема добычи газа на шельфе до 6,2 млрд куб. м в год, при суммарных капиталовложениях в $3 млрд в 10-летний период.

Не вызывает сомнений, что авторы этих наработок видели в качестве источника капиталовложений собственные средства государственных добывающих предприятий.

Сегодня более 93% добычи газа приходится на ДК «Укргазвыдобування» (14,8 млрд куб. м), ОАО «Укрнафта» (3,2 млрд куб. м) и ГАО «Черноморнефтегаз» (1,2 млрд куб. м) — дочерние структуры НАК «Нафтогаз Украины». Однако полный разгром газовой отрасли Украины в последние годы лишил отрасль внутренних финансовых источников. Что касается частных добывающих предприятий, то большинство из них в последние годы стали вотчиной политиков, которые рассматривают газовый бизнес через призму сиюминутного извлечения прибыли.

Правительство и в докризисные времена рассматривало газодобывающую отрасль лишь как источник наполнения бюджета и получения политических дивидендов за счет антирыночного сдерживания цен на газ собственной добычи. В условиях кризиса для реальных инвестиций в энергетическую независимость и вовсе нет средств.

В сегодняшних условиях средства на развитие отечественной добычи газа можно изыскать только из двух источников. Первый — снижение налогового давления на отрасль. Сегодня рентой за использование газоносных недр и сбором на геологоразведочные работы латаются бюджетные дыры, а не проводится исследование новых перспективных месторождений. Если эти налоги оставить в отрасли, газовики получат серьезное подспорье для поиска новых запасов. Также необходимо предусмотреть налоговые и таможенные льготы на ввоз в Украину передовых технологий по добыче энергоресурсов и, в первую очередь, газа.

Второй источник — привлечение зарубежных инвесторов по договорам о распределении продукции. Такую схему используют Ливия, ОАЭ, Египет, Тунис, Россия — страны, по объемам добычи энергоресурсов опережающих Украину в десятки раз. При этом государство, выделяя инвестору перспективные газоносные территории, не только не несет финансовых рисков, но и получает прибыль, независимо от результатов работы зарубежной компании. А в случае начала добычи энергоресурсов — оставляет себе львиную часть продукции.

Разгром западных инвесторов — начиная от компании Vanco и включая менее именитые компании, такие как CBM Oil, Usenko и другие — отбросит Украину на несколько лет назад в вопросе привлечения иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор. Доверие международных инвесторов придется возвращать.

С учетом внедрения энергосберегающих технологий и резкого падения потребления газа после начала кризиса Украина может существенно уменьшить зависимость от импорта. Если до недавних пор украинские газовики обеспечивали около 25% внутреннего рынка, то уже в 2015 году более половины проданного в стране газа будет реально добываться внутри страны. Дополнительным стимулом для экономики станет высвобождение миллиардов долларов валюты, которая сегодня в качестве оплаты за газ уходит из Украины. Промышленность получит источник газа по конкурентной цене, а 9 регионов Украины — новые рабочие места.