Мировой финансовый кризис коснулся практически всех сфер человеческой деятельности. Особенно связанных с бизнесом. Конечно, отразился он и на работе туристических компаний, бурно развивавшихся на постсоветском пространстве.

Вырвавшись из клещей железного занавеса, наши соотечественники рванули за рубеж, чтобы своими глазами увидеть те места, о которых могли лишь мечтать. А что же теперь? Какие тенденции происходят в туризме в нынешних условиях? Об этом наш разговор с директором днепропетровского филиала компании «Интурист» Инной Богдановской.

—Инна Эриковна, прежде всего примите поздравления от наших читателей с Международным днем туризма, который вы отметили недавно!

— Спасибо, вы продлили нам праздник.

— Вы представляете крупнейшую российскую компанию, правопреемницу советского «Интуриста». Как вам работается на украинском рынке?

— Вполне комфортно. Когда-то «Интурист» был единственной туристической компанией в Советском Союзе. За 80 лет существования его специалисты разработали тысячи маршрутов и услуг для клиентов. Фирма имеет свои гостиницы, программы, туры по всему миру. Мне даже трудно назвать такой уголок земли, куда бы мы ни могли отправить нашего клиента. Поэтому одно слово «интурист», как сейчас модно говорить,— это уже бренд.

— Однако кризисные процессы, я думаю, затронули даже такую сильную фирму, как ваша?

— Безусловно, с конца прошлого года возникли и у нас определенные трудности, поскольку все услуги связаны с денежными затратами людей. Однако, судя по клиентам нашей фирмы, я не могу сказать, что поток туристов значительно уменьшился. Другое дело, что люди стараются сейчас выбирать более дешевые туры.

— И какие направления сегодня самые популярные?

— В принципе, список самых востребованных курортов среди украинцев остался прежним — это Турция и Египет. А летом в основном была Турция, поскольку в Египте в это время очень жарко. Что касается самого недорогого отдыха, то, как обычно, это Крым и Азовское море в Украине. Туда в основном ездят отдыхать семьями, и нынешним летом поток желающих практически не уменьшился.

— Среди антикризисных мер в туризме сейчас называют комбинированные туры. Что это такое?

— Это когда за одну поездку человек может посетить несколько стран. Например, Венгрию и Австрию, Чехию и Германию. И подобных вариантов очень много. В основном это касается Европы. Комбинированные туры существовали и ранее, но в последнее время получили широкое развитие. Это стало возможным потому, что в Шенгенскую зону вошли некоторые страны восточной Европы и стали как бы своеобразными воротами для стран Западной Европы. Поэтому посмотреть сейчас Францию, Испанию или, скажем, Германию очень легко через Венгрию или Чехию.

— А раньше такое было невозможно?

— Нет. Если турист приезжал, к примеру, в «нешенгенскую» Венгрию, то выехать из нее мог только обратно в Украину. Но теперь у наших туристов есть возможность проехать всю Европу.

— И сколько максимально европейских стран можно посетить за одну поездку?

— Да, собственно, сколько турист желает. Но я думаю, их должно быть не более пяти-шести. Этого вполне достаточно для эмоционального и физического удовольствия от тура. Чтобы не чувствовать себя после поездки за рубеж слишком уставшим, рекомендую соблюдать нашим туристам чувство меры.

— Что еще можно считать антикризисными программами в туризме?

— И раньше существовали, а теперь, пожалуй, получили новый импульс всевозможные акции и скидки. Бывают льготы на трансфер (сопровождение), некоторые услуги в гостиницах, на дополнительные экскурсии. Понятно, что в период кризиса все эти скидки приобретают значение, и мы готовы идти на уступки нашим постоянным клиентам там, где это только возможно.

— А пользуются ли сейчас успехом туры выходного дня? Ведь когда есть проблемы с финансами, то можно хотя бы выехать за город. Вроде бы дешево и сердито.

— Вот именно, сердито. Туры выходного дня в их классическом варианте представляют собой следующее действо: группу вывозят на море, оставляют в «очень недорогих» домиках и через день-два забирают обратно в город. Таким отдыхом «Интурист» не занимается. Взамен у нас есть короткие туристические программы, но они ничего общего с таким «несерьезным» отдыхом не имеют.

— Что это за программы?

— Они, как правило, носят познавательный характер. Это могут быть многочисленные тематические экскурсии по городу с посещением исторических мест Екатеринослава-Днепропетровска. Также популярны среди наших жителей экскурсии в Умань, Аскания-Нова, на Хортицу, казацкий хутор «Галушивка» и другие.

— Наверное, такие туры очень популярны среди детей?

— Дело в том, что еще в советское время «Интурист» много внимания уделял детскому отдыху, разрабатывал для школьников специальные маршруты. Эти традиции продолжаются и теперь. У нас сложились очень хорошие отношения с некоторыми школами, и мы с удовольствием приобщаем их воспитанников к туризму.

— Подытоживая наш разговор, можно сделать вывод, что туристический бизнес справился с кризисными трудностями и внес грамотные коррективы в свою работу?

— По крайней мере, по работе нашей фирмы это могу сказать однозначно. Хотя возможно, что некоторые компании не смогли вовремя перестроить свою работу и «погорели». Другие, возможно, просто сменили вывеску.

— Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

— Чтобы у них всегда были возможность и желание путешествовать. Туризм дает небывалый заряд бодрости и оставляет незабываемые воспоминания. А наша планета такая красивая и разнообразная.