В Днепропетровском историческом музее им. Д. И. Яворницкого открылась выставка «Духовные сокровища Приднепровья». Экспозиция приурочена к 160-летию музея. Представленная коллекция занимает одно из ведущих мест в собрании музея. История ее формирования началась еще в 1904 году. Именно тогда при Екатеринославском областном музее им. Поля был создан отдел церковной старины. Начали появляться различные культовые предметы и церковные раритеты: иконы, кресты, дарохранительницы, венцы, потиры, Библии и Евангелия.

Основную же часть экспонатов, около 600 предметов, собрал в 1905-1906 гг. Д. И. Яворницкий. Историк получил разрешение у Синода отбирать в музей художественно-исторические вещи, находившиеся в церквях Екатеринославской епархии, которые не всегда хранились в надлежащих условиях.

Сейчас на выставке представлено свыше 250 предметов церковной старины. Среди них есть культовые памятники из металла, раскрывающие секреты технологий изготовления и декорирования художественных изделий в старину.

Отдельный раздел выставки посвящен коллекции крестов. Крест как орнаментальный мотив и символический знак известен во многих культурах и имеет древние корни. Это один из основных символов христианской веры и предмет религиозного культа. Христос был распят на кресте во имя спасения человечества. Таким образом, крест становится символом спасения, вечной жизни. На выставке экспонируются напрестольный крест, который обычно используют в литургической службе, а также наперсные и разнообразные нательные кресты.

Среди напрестольных крестов особый интерес вызывает резной кипарисовый крест, который казак Иван Шепотинник вложил в Свято-Николаевскую Ново-Кодацкую церковь в 1774 г. Он изготовлен украинскими мастерами и имеет золоченую оправу, ножку и седес (высота — 61 см). На лицевой поверхности креста в резных медальонах изображено распятие с Марией и Иоанном Богословом, бог Сафагоф, евангелисты Марк и Иоанн, апостолы Петр и Павел, Андрей и Иоанн-старший и Николай-чудотворец. Оправа покрыта нежным гравированным узором.

Обращает на себя внимание и серебряный крест-мощевик напрестольный, поступивший из Преображенского собора. Его изготовили в 1759 г. в Москве на фабрике Кункина. Крест шестиконечный, с пятью финифтевыми медальонами на лицевой поверхности. В середине находится медальон, на котором изображено распятие Христа, по сторонам стоят Богородица и Иоанн Богослов.

Кресты-энколпионы поступили в музей из частной коллекции А. Н. Поля. Относятся они к монгольской эпохе, а были найдены на Княжеской горе под Каневом.

Также на выставке можно увидеть староверческие кресты. Историки предполагают, что они пришли к нам из мастерских Поморья, Москвы, центральных и южных губерний России. Находки этих вещей связаны с деятельностью в Екатеринославе и Никополе староверческих церквей с начала XIX в. и до 1957 г.

Значительное количество таких экспонатов передали в музей в 1919 г. из собрания купца-старовера П. П. Пронина.

В коллекции исторического учреждения имеются и запорожские кресты, в основном нательные, найденные в захоронениях. Церковь имела огромное значение в христианско-демократическом устройстве казачьего общества. Д. И. Яворницкий отмечал, что для казаков «защита веры предков и православной церкви составляла основу всей их жизни».

На протяжении XVII-XIX вв. в православной и католической церквях Украины были в обиходе металлические подвески. Они имели разную форму или просто изображали какую-то часть человеческого тела. Подвески крепили к чудотворным иконам в качестве благодарности за исцеление. Сейчас в коллекции музея 68 таких экспонатов. Самые древние из них датируются концом XVIII — нач. XIX в.: «О здравии Марии», «О здравии Елены», «О здравии изнемогает Сохвии» и др. Изображения на них реалистично-бытовые. Эти таблички не несут никакой художественной нагрузки; они имеют практическое значение, являясь материализацией молитвы об исцелении. Подвески попали в музейную коллекцию из церкви с. Лыхивка Верхнеднепровского района, а также из других сельских храмов. Многие из них изготовлены екатеринославскими и золотоношенскими народными мастерами.

На выставке представлено также несколько чаш. Это богослужебный предмет священной посуды в виде бокала на высокой ножке, благодаря которому осуществлялось причащение священнослужителей и мирян.

Экспонируются венчальные короны — предметы церковного обряда в виде металлических обручей, декорированных ленточным, растительным и геометрическим орнаментами. Среди них мужской венец, украшенный медальонами, а также круглый металлический венец с изображением Божьей матери и младенца.

Коллекции музея принадлежат дарохранительницы. Это предмет литургической посуды, предназначенный для хранения Честных Даров. Их делали из золота, серебра и других металлов с обязательной позолотой внутренних стенок. На выставке представлены дарохранительницы 1771 г., находившиеся в Киеве. Год изготовления удалось установить благодаря вкладной надписи. Она предназначена для Богословской церкви, возможно, даже девичьего монастыря.

Жемчужиной музейной коллекция являются религиозные книги — Библии, Евангелия XVII-XIX вв., украшенные изысканными металлическими и кожаными оправами.

Выставка культового металла из фондов музея дает яркое представление о богатстве и ценности собрания, демонстрирует его многообразие и значение для воссоздания прошлого нашего края.

Выставка продлится до 1 ноября.

Время работы музея: с 10.00 до 16.00 (выходной — понедельник).

Стоимость билетов: 6 грн для взрослых; 3 грн для детей.