В силу трагических обстоятельств (крушение идеалов, потеря родных и друзей, страшнейший из страшных ударов судьбы — смерть обожаемого сына) давно не бываю на литературных вечерах, презентациях книг, не слежу за становлением молодых дарований. Да и вообще в последние годы читаю исключительно классику. И тут попадается на глаза сборник неизвестного мне (как выяснилось впоследствии, и широкому кругу читателей) Сергея Кондрашова — «Свободный поиск» (стихи и проза). Для себя решила: полистаю из любопытства. «Полистать» не получилось — закрыла книгу, лишь перевернув последнюю страницу. Буквально с первых поэтических строк стало ясно: автор не ординарен, он, несомненно, — личность.

Ему — 29. Самое время задаться извечным вопросом: правильно ли я живу? И попытаться найти ответ. В своих поступках. В своей совести. В самом себе. Это Кондрашов понимает отлично. Ведь не зря уже в самом начале, в «Слове к читателю», пишет: «Как жить — решать каждому самостоятельно». Что верно, то верно...

Книга состоит из семи разделов: «О жизни», «Я безвозвратно болен», «Валькирия над павшим воином», «Неудавшийся побег», «Пророк и пророчество», «Тебе» (стихи) и «Родина» (проза). Обратим внимание: открывается она не любовной лирикой, не душещипательными посвящениями «даме сердца», как зачастую случается у начинающих литераторов. А открывается глубокими размышлениями о сущности бытия, о предназначении Человека, его ответственности за все, «что совершается дома». И пусть стихи подчас наивны, пусть автору порой недостает мастерства — он подкупает откровенностью, распахнутостью души. А еще — болью. За нас, сегодняшних. За нашу страну. За древнейшие законы Нравственности, которые, увы, попираются нынче сплошь и рядом. Начиная с самых «верхов»...

Не ищите здесь конкретных адресов, конкретных имен. Не ищите «патриотических» лозунгов. Просто прочтите «О шахматах», «Шут», «Вопрос про спрос» — и вы поймете, чем вызваны, к примеру, такие строки (из стихотворения «Дом, в котором погасла свеча»):

Лишь огарок свечи на столе,

Лишь слеза на холодной земле,

Лишь засохшая рядом сосна,

И хранящая их тишина.

Навсегда...

Не спешите обвинять автора в пессимизме. Просто оглянитесь вокруг. А еще лучше — загляните во внутрь себя самого. Уверенна, там, в глубине души, отыщете нечто похожее:

Когда стою я на краю,

Но не «Над пропастью во ржи»,

Я вспоминаю жизнь свою,

Решаю, как по ней идти...

Или: «Я безвозвратно болен, Я болен Свободой...». Или: «Но разве кто-то знал тебя? Ты сам не знал». Все так близко, понятно. Не правда ли?

А рядом — совершенно иные стихи, «уже не мальчика, но мужа»: «Война», «Мы помним», «Про снайпера», «Спецназ». Не знаю подробностей биографии автора, но впечатление такое, будто все это он сам пережил. И горечь невосполнимых утрат, и ярость к врагу, и собственную беспомощность от того, что не успел «не дать братишке умереть». А главное — осознал, ощутил весь ужас, кошмар бессмысленных кровопролитий.

В этом ряду, на мой взгляд, особой пронзительностью выделяются «Мысли забытого флага». Вот лишь несколько строк:

Вам кажется, будто бы просто быть флагом?

Всегда на ветру и всегда на виду.

Солдат подвергать кровожадным атакам,

Детей посылать на чужую войну...

Мы, конечно, знаем: не флага вовсе в том вина. Но «мысли» его вызывают вполне определенные чувства. Какие? Пусть каждый спросит у себя...

Новые страницы — и новые грани таланта. Имею в виду раздел «Пророк и пророчество». Здесь поистине философские рассуждения много прожившего и много познавшего человека. Сказки и баллады воспевают честь и дружбу, доблесть и мужество, предостерегают читателя от подлости, предательства, лжи. И очаровывают хорошим слогом, музыкой слова.

Чего, к сожалению, не могу сказать о так называемой «тюремной романтике» и разделе «Тебе». Во всяком случае, ничего нового для себя я не открыла. За исключением, разве что, стихотворения «Расстрел». Но сделаем скидку: это ведь первая книга Сергея Кондрашова, а требовательного редактора в днепропетровском издательстве «Пороги», судя по всему, не нашлось.

3ато проза!.. Она полностью окупает вышеуказанные недочеты. «Родина», «Сон», «Течение жизни», «Бабушка умерла» — эти рассказы без волнения читать невозможно. Для дебютанта на литературном поприще они — несомненная удача. Чистый язык, яркие образы, убедительные фабулы... А перво-наперво — беспокойная, неравнодушная, не знающая устали в поиске Истины душа автора.

Будем надеяться, что такой она останется навсегда. Ведь поиск продолжается. Поиск длиною в жизнь...