Днепропетровск посетил молодой, очень амбициозный и уже достаточно известный театр из Харькова под нехитрым названием «Театр 19». Он был создан группой актеров-студентов театрального отделения Харьковского института искусств им. И. П. Котляревского 19 июня 2000 года. В феврале-марте 2002 театр принимал участие во Всеукраинском фестивале современного искусства «Культурные герои» со спектаклем «Павел I» Д. Мережковского, стал его призером и получил специальный диплом жюри за лучшую режиссерскую работу. С тех пор «Театр 19» регулярно играет свои спектакли на сцене Харьковского Дома Актера им. Л. Сердюка, а теперь вот решил порадовать и днепропетровских зрителей своим искусством.

Приехали они к нам в город со своей постановкой «Хулия славлю» по пьесе Николая Кулиша «Хулий Хурина». На вопрос, почему именнно с этим спектаклем пожаловали они в Днепропетровск, директор театра Алексей Саенко ответил, что «он является если не программным, то, скажем так, показательным спектаклем для «Театра 19». Потому что «Хулия славлю» — один из тех спектаклей, с которыми театр начал путешествовать. 
Вообще его впервые поставил Курбас в своем театре и сыграл только для коллег, после чего была известная вещь, когда Курбаса обвинили и в национализме и так далее, Кулиша — в том, что он написал пасквиль на советскую действительность и на партийно-бюрократический аппарат. Собственно из-за этого Кулиша и репрессировали. 
Даже до сих пор эта пьеса не входит ни в школьные программы, ни в сочинения, никуда. В биографии и Кулиша, и Курбаса об этой пьесе умалчивается. Почему? Пьеса написана таким образом, что ее можно читать и сегодня. Произведение это репертуарное. 
А более того скажу, наш режиссер, Игорь Ладенко, сделал эту пьесу своим дипломным спектаклем. И когда кафедра и Государственная экзаменационная комиссия смотрели этот спектакль, зампредседателя комиссии сказала: «Це пасквіль на мою рідну Україну». Ему поставили за это тройку в диплом и отправили восвояси».
Вот такая бурная и неоднозначная судьба у этого спектакля, что говорит, как минимум, о его необычности. К тому же и «Театру 19» удалось сделать уникальную вещь, совместив воедино две реальности — фантасмагорично-революционную, которую описал Кулиш в своем произведении, и современную, хорошо известную каждому зрителю. 
Актеры воссоздали яркие типажи, удивили присутствующих отточенными движениями и несравненной пластикой. 
«Хулия славлю» в трактовке «Театра 19» — это целый культурный слой, это спектакль, поставленный ровно на грани между здоровыми, если так можно выразиться, нормальными художественно-психологическими поисками и модным нынче постмодернистским хулиганистым кривлянием перед огромным многолюдным зрительным залом.
Подобные постановки, по крайней мере, пытаются вернуть нам настоящую украинскую драму и комедию, знакомят нас, современных зрителей, воспитанных на тщательно «отфильтрованном» цензурой материале, с одним из лучших представителей «Розстріляного Відродження» Николаем Кулишом. Литературовед Юрий Лавриненко пишет о Кулише: «Иван Тобилевич создал классическую драму народного театра, Леся Украинка — классическую европеизированную украинскую драму. Николай Кулиш был создателем модернистской драмы украинского революционного возрождения». 
И правда, то, что увидели днепропетровцы, действительно перекликается с понятием «модернистской драмы украинского возрождения». Перекликается, но не поглощается им полностью. 
Честно говоря, поиски литературного термина, соответствующего этому спектаклю, заранее обречены на поражение. Потому как каждая попытка четкого определения лишает постановку самого ценного — невозможности однозначной ее трактовки.
«Театр 19» — театр актерский, не претендующий на ультрареволюционные открытия в театральном деле. Может быть, именно поэтому с легкостью их делает. Принципы его строятся на основах традиций психологического театра, но при этом отвергает штампы и рутину. И, как ни странно, при всех своих амбициях, и режиссер, и директор, и актеры лишены позерства и присущего новым модным театрам самолюбования.