Недавно весь театральный бомонд с замиранием сердца следил, кто же получит признанные награды «Січеславна-2009» и «Надія Січеславни». Нынешний фестиваль-конкурс на высшую театральную премию Приднепровья — семнадцатый по счету. Как заметил председатель регионального отделения Союза театральных деятелей Юрий Чайка, «это возраст трудный, переходной. Но из такой девчонки-подростка может вырасти красивый лебедь».

Официальное открытие фестиваля состоялось 13 мая, а 25-го в Днепропетровском академическом театре русской драмы им. М. Горького прошло торжественное награждение победителей. Всего же на суд жюри было представлено двадцать семь постановок — премьер этого сезона. Свои лучшие работы показали театры из Днепропетровска, Днепродзержинска, Кривого Рога, Запорожья и Павлограда.

Новых впечатлений собрано в копилку фестиваля более чем достаточно. Было чем удивить даже маститых театралов. В этом году в состав жюри конкурса вошли Анна Веселовская, профессор Киевского университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого, Александр Дзекун, известный режиссер, лауреат Национальной премии им. Т. Г. Шевченко, Анна Липковская, ведущий сотрудник института проблем современного искусства Академии искусств Украины, и Мирослава Оверчук, театральный критик.

Главные призы фестиваля — статуэтки «Січеславни» — вручили театральным корифеям. И, по общему мнению, такой выбор жюри вполне заслуженный.

Гран-при «Надія Січеславни-2009» присудили Андрею Мельникову, актеру Днепропетровского театра им. М. Горького, за роль Глумова в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты». Получая награду за своего сына, народный артист Украины Жан Мельников, режиссер Русского драматического отметил, что «только зная хорошо культуры других народов, можно достойно представить украинский театр».

Победителем этого года, обладателем Гран-при «Січеславна» стал Владимир Петренко, художественный руководитель театра-студии «Верим!» за спектакль о Голодоморе «Голодна кров».

Тема геноцида украинского народа настолько заполитизирована, что сейчас любая информация об этом времени воспринимается через призму некоего скепсиса. Все члены жюри единогласно проголосовали за постановку Петренко и предложили ему повезти спектакль в Киев, «чтобы там увидели, как нужно рассказывать о Голодоморе, рассказывать так, чтобы ни у кого не осталось вопросов: было или не было геноцида».

Больше всего наград — семь дипломов — собрал молодой режиссер из Днепродзержинского музыкально-драматического театра им. Л. Украинки Алексей Коломийцев за работу над спектаклем «Феминизм по-украински». Жюри присудило победу 37-летнему таланту как лучшему режиссеру 2009 года за лучший спектакль, за лучшую музыку к спектаклю (Алексей сам написал музыкальное оформление к постановке), а также за лучшее пластическое решение, за лучшую сценографию. Актерам Днепродзержинского театра достались награды за лучшую женскую и мужскую роли.

«Феминизм по-украински» — это мюзикл по мотивам пьесы Григория Квитки-Основьяненко «Бой-баба». Сценография к спектаклю была написана 12 лет назад, но все это время она пролежала в столе. «Идею «Феминизма» я вынашивал давно, но обстоятельства не складывались: то театры не хотели брать украинскую постановку, говоря, что это будет неинтересно, то денег не было. В итоге только Днепродзержинский театр согласился поставить спектакль, который получился дерзким, экстравагантным, и что самое главное — сугубо национальным. На сцене не было казаков в шароварах и всех остальных штампов украинских постановок. Были обычные современные украинцы и украинки, которые весело решали свои житейские вопросы. По сюжету жена проучила своего ревнивого мужа, но в итоге сама получила табуреткой по голове. И я не буду скрывать, но все мои работы автобиографичные, и в какой-то степени они отражают мое сегодняшнее отношение с женским полом»,— не без лукавства сказал Алексей Коломийцев.

За кулисами театраловеды рассказывали, что в постановках Коломийцева очень много прыжков и всевозможных акробатических трюков. Но даже актеры немолодые в этом спектакле прыгают и скачут, как дети.

Праздник закончился, и, конечно, кто-то из тех, кто не получил награду, остался недовольным. И это вполне понятно, ведь признание на «Сiчеславне» означает очень многое для любого актера и театра и определяет их дальнейшую жизнь на целый год, до следующего конкурса.