«Мнение о полном упадке украинской экономики — миф, удобный разве что тем, кто не умеет и не желает работать»,— министр Иосиф Винский.

Особенности нашего политикума в том, что о наболевшем только говорят. Вот и нынче, когда со всех сторон только и слышится «кризис», «крах», «упадок», до самой борьбы с этой бедой руки доходят не у всех. Министерство транспорта и связи не просто подводит итоги первых месяцев работы этого года и констатирует факты. Чтобы не допустить рецессии транспортной системы в целом, в министерстве разработан отраслевой документ-стратегия под названием «План первоочередных мер Минтранссвязи по стабилизации и улучшению работы транспортно-дорожного комплекса и связи в условиях финансово-экономического кризиса», который склонные к упрощению журналисты уже обозвали «планом Винского». Знаково, что это — единственный отраслевой план такого рода в стране.

Неоспоримые факты

Экономика — наука строгих цифр. А они, по данным министра, свидетельствуют о том, что меры, принятые ведомством восемь месяцев назад, когда кризис только начал проникать в Украину, были крайне адекватны и действенны. Так, доходная база в отрасли за это время выросла на 17,5%. Отрадная ситуация со строительством дорог — интенсивность работ выросла на четверть! Связь вообще работает с опережением.

Принципиальный для Иосифа Винского показатель — бюджетные отчисления. Поступления в государственный бюджет по сравнению с первым кварталом прошлого года (ради справедливости заметим: успешного финансового года) увеличены на 36,4%. А 1/5 бюджета первого квартала наполнили именно транспорт и связь.

Однако на достигнутом министр останавливаться не собирается. Дальше — только вперед и по нарастающей. Ведь каждому из нас понятно, что упадок — какой бы он ни был — явление кратковременное, и после каждого падения неминуемо следует виток вверх. «После окончания кризиса отрасль должна быть готовой к новым объемам работы. А как она это сделает, если, списывая все на кризис, пойдет на самотек, потеряет лучшие кадры и не будет обновлять основные фонды?» — говорит Иосиф Винский.

Цели министра весьма амбициозны: он уверен, что транспортная составляющая способна опережать темпы роста экономики на несколько лет. Как этого достичь — задокументировано в «плане Винского».

Транспорт и связь: опережение

10 обобщающих пунктов и десятки конкретных мер — вот что собою являет «план Винского». В нем — ни единой декларации или нагромождения высокопарных обещаний. Напротив, первый в стране отраслевой план по стабилизации работы транспортно-дорожного комплекса и сферы связи комплексен и системен и предусматривает шаг за шагом выведение отрасли из кризиса.

На первом месте — рыночная трансформация отрасли. Четкий курс развития отрасли и сохранение ее целостности — вот что, по мнению Винского, позволит навести порядок в сфере госуправления и по результатам года выйти на прибыль.

Следующее генеральное направление — улучшение эффективности использования госимущества, земли и средств госпредприятий, а также дооценка основных средств. Отработав эту позицию, и порты, и железные дороги смогут не только возвращать ранее взятые кредиты, но и модернизировать свое хозяйство. К слову, к вопросу учета государственного имущества министр подходит чрезвычайно щепетильно: так, при нем актов на владение землей и собственностью, относящихся к Министерству, оформлено больше, чем за 10 предыдущих лет.

Еще один существенный резерв финансового благополучия — разрыв договоров о совместной деятельности, приводящих к колоссальным потерям государства. Толчком к принятию такого решения стали результаты проверок Илличевского порта, которые показали убыточность и неэффективность ранее подписанных портом договоров о совместной деятельности. «В 80% договоров о совместной деятельности бухгалтерия ведется частными участниками, а не госпредприятием: то есть никто не ведает о реальном размере прибыли, получаемой частником и теряемой государством»,— констатирует Винский.

В ближайшее время будет кардинально перестроена и работа со средствами госпредприятий. Побороться с неэффективным использованием госсредств, а также обезопасить от «зависания» в частных банках позволит перемещение всех активов госпредприятий в государственные банки. Контроль за их использованием, пообещал министр, будет жестким.

Точка над «і» будет поставлена и в части кадрового потенциала отрасли. Пережить рецессию в затишье транспортному менеджменту Иосиф Винский не даст, о чем предупредил открыто. Также министр настаивает на пересмотре работы своего ведомства с подчиненными ему профильными вузами, дабы из каждого выпуска формировать резерв на руководящие должности.

Ну а коррупция в органах власти — это уже притча во языцех. Дабы пресечь любые ее проявления в Минтрансе, профильный министр создал в своем ведомстве Отдел внутренних расследований и противодействия коррупции, который будет следить за тем, насколько корректно и прозрачно трудятся сотрудники Министерства. Просмотрев сайты других министерств, мы с удивлением обнаружили, что Минтранс — первое и единственное ведомство, где такой отдел существует.

«Капитальные инвестиции в отрасль — вот над чем сейчас должны активно работать руководители госпредприятий,— убежден министр.— Кредитный рынок — не яма, а обычный и очень полезный сектор мировой экономики. Сейчас у нас в портфеле — 15 проектов международных финансовых организаций с объемом инвестиций в 2,4 млрд дол., еще 207 — в инвестиционном портфеле Минтранса. Кроме самих средств, платежных каникул и низких процентов в долгосрочных проектах, мы получаем пристальный технологический контроль на объектах, строящихся на привлеченные деньги. Что позволят нам, кроме прочего, не брать из бюджета ни копейки».

Сэкономить средства позволит и снижение энергозатрат. И хотя потребление газа по отрасли уже сейчас сокращено на 15%, пятая часть всех расходов предприятий все еще приходится на энергозатраты. Здесь, по словам министра, экономию можно поднять в разы, в частности заменив тепловозы на электровозы, внедряя новые технологии и даже — совершенствуя логистические цепочки и операции.

Собрать воедино все аспекты пассажирских перевозок — и доступность, и электронный билет, и создание конкурентной среды, и наведение порядка в учете и использовании средств — вот что позволит улучшить качество обслуживания пассажиров. Также на многих железнодорожных вокзалах — в крупных городах — появятся автостанции. Таким образом, 2009-й станет годом решительного наведения порядка в пассажирском транспорте. Винский обещает, что работа в этом направлении будет весьма тщательной, а контролировать он ее будет лично.

10 пунктов «плана Винского» — это, по сути, реальный план действий, как научиться работать так же хорошо и в таких же условиях, в которых нынче трудится вся Европа.