В театральном мире Гоголь нынче в большом фаворе: решением Юнеско 2009 год объявлен гоголевским. Право на юбилей Николай Васильевич заслужил не только круглой датой — 200 лет со дня рождения. Но и тем, что, однажды поселившись на сцене, уже не покидал ее. И лишь расширял свое присутствие в смежных жанрах искусства: в кино, на телевидении, симфонической музыке, опере, балете. И хотя «датские спектакли» ныне неактуальны, Гоголя ставят много. Побуждает к тому не только долг перед классиком, но и достоинства его сочинений. Опера раньше других озаботилась именным посвящением писателю.

Балет «Ночь перед Рождеством» по мотивам повести из «веселой книги» (определение Пушкина!) «Вечера на хуторе близ Диканьки» в репертуаре театра третий год.

У нас не принято отслеживать послепремьерную жизнь спектаклей — СМИ откликаются только на новые названия. А жаль: нередко по причинам «нехваток» репетиций начальные постановки не добирают желаемую форму. Дозревают на сцене в присутствии зрителя. Так случилось с «Рождеством». Последующие спектакли не выдохлись, не рассыпались, а только обрели дополнительный художественный тонус. Не в последнюю очередь за счет новых исполнителей, вошедших позднее. Так что не все фамилии сегодняшних танцовщиков попали в театральные программки. Об этих творчески состоятельных актерских дебютах в гоголевском балете мы и говорим с художественным руководителем балета — Зинаидой Зинченко, заслуженной артисткой Украины.

— Не думаю, что постановщик Олег Николаев делал спектакль специально для юбилея. Такой балет — комедийный, игровой, колоритный по музыке (Виталий Калиновский), сценическому оформлению (Дарья Белая) — всегда востребован в театре. Но сегодня его присутствие в афише еще и своевременно. Спектакль прекрасно принимает зритель. И очень достойно в нем работают новые исполнители.

Тут обязательно нужно назвать имена главных героев. Вакулу танцует Женя Кучвар. Его герой молод, темпераментен и мужественен. Хорош он и в технике танца. Очень впору такому кузнецу Оксана Марины Щербины. Ее исполнение отличается музыкальностью, искренним лиризмом, сердечностью. Она не только привлекательна внешне, но и актерски выразительна. Вовсе не гордячка, она любит своего Вакулу. Да и как можно устоять перед первым парубком на селе, готовым исполнить любое ее желание.

Прекрасно работает в спектакле Алина Сирота. Она танцует Черта. Хотя правильнее ее персонаж назвать бесенком. Обзывать его «нечистью», а уж тем более «вездесущим врагом рода человеческого» никак не хочется. Ее чертенок проказник, мелкое хулиганье, но не больше. К тому же он совершенно необходимая принадлежность хуторского уклада Диканьки. Потому и отношения с селянами у нашего героя почти дружеские.

Хороша и Солоха Валерии Ильченко. Она точно ухватила гротесковую суть образа, нашла острый ритмический рисунок и выдерживает его весь спектакль. Помогают этому и партнеры Солохи: Юра Войников — Чуб, богатый казак, и Володя Буханов — Дьяк. Их исполнение всегда отличается ярким эмоциональным настроем, соответствующим природе гоголевского юмора. 

Спектакль получился действительно веселым, добрым, светлым и праздничным,— рассказала Зинаида Зинченко.

Будем надеяться, что зимнее название балета — «Ночь перед Рождеством» — никак не скажется на его присутствии в репертуаре театра. Вне зависимости от юбилейных дат и празднеств он заслуживает зрительского интереса. Славный спектакль, молодой, приятный, умно и талантливо сделанный, хорошо отрепетированный и сыгранный. Таким подарком и сам Николай Васильевич Гоголь, человек театральный, не пренебрег бы.