Как вы обычно поступаете, обитая в маленьком городке, в котором нет железнодорожных или авиакасс, если вам нужен билет на поезд или самолет? Изучаете маршруты движения автобусов, садитесь на ближайший и направляетесь в районный центр или ближайший город, в котором эти самые кассы имеются. Если повезет, то, в конечном итоге, потратив полдня, необходимый билет вы приобретете. Но такая «операция» займет много времени, усилий и средств. Отныне о таких изнурительных путешествиях можете забыть, ведь теперь приобрести билет на поезд или самолет, а в дальнейшем — и на автобус, вы можете без лишних усилий и очередей в любом из отделений Укрпочты. А их по Украине — почти 16 тысяч.

За билетом — на почту

15 тысяч 800 отделений Укрпочты по всей Украине, по крайней мере одно из которых — в вашем селе или городе. Следовательно, где бы вы ни жили, вам уже не нужно ехать в районный или областной центр, чтобы приобрести железнодорожный, авиа-, а в дальнейшем и автобусный билет: достаточно просто зайти в ближайшее отделение Укрпочты.

Такой приятной новостью недавно порадовал украинцев министр транспорта и связи Иосиф Винский, который и является инициатором внедрения «единого электронного билета» и продажи его через отделения Укрпочты. В будущем купить единый билет на любой вид транспорта можно будет и через Интернет. «Единый электронный билет» — инновационная система, которая не имеет аналогов. Создавая ее в Украине, нам пришлось все начинать с нуля»,— говорит профильный министр.

Если отделение почты неавтоматизированное, то есть не подключено к Интернету — а таких в Украине большинство, необходимо заполнить специальный бланк-заказ. На нем нужно указать свои фамилию и имя, направление — откуда и куда планируете поехать, а еще — желаемую дату поездки. В соответствии с данными на бланке работник почты делает заявку необходимого вам билета по телефону. Здесь же на почте вы оплачиваете стоимость билета, получаете его код, а уже на следующий день почтальон приносит вам домой вашу информационную распечатку. «Мы стремились не только сделать шаг навстречу людям, но и повысить качество услуг. Потому доставка — абсолютно бесплатная»,— подчеркивает Иосиф Винский.

Ежели отделение почты в вашем городке автоматизировано и имеет доступ в Интернет, приобрести билет еще проще. И — быстрее. Вы сообщаете работнику почты куда и когда желаете поехать, а он вводит данные в систему и проверяет, есть ли свободные места на выбранную дату. Если есть, предлагает вам все возможные вариации — и после вашего одобрения того или другого варианта распечатывает билет.

В том случае, когда в вашем поселке проживает очень мало жителей и стационарного отделения почтовой связи нет, приобрести билет можно в передвижном отделении почты.

За услугу Укрпочты нужно заплатить всего 5 гривень — а это копейки по сравнению с расходами на дорогу в город, не говоря уже о сэкономленном времени. Да и сам министр Иосиф Винский, тестируя систему, потратил на приобретение билета в отделении Укрпочты лишь 7 минут.

Как выглядит билет?

В итоге на руки вы получаете распечатку с вашей фамилией, датой и маршрутом поездки. На этом же листе указан индивидуальный, присвоенный вам лично код, который состоит из цифр и букв.

Воспользоваться вашим билетом очень просто. В случае авиаперелета — просто приходите к стойке регистрации в аэропорту с паспортом и индивидуальным кодом. Там проверяют данные — и выдают посадочный талон.

Если же вы путешествуете поездом, то в любое удобное для вас время — например, за час-два до отправления поезда — подходите к любой компьютеризованной железнодорожной кассе на вокзале, сообщаете свой код (иметь при себе паспорт или распечатку не обязательно — код может быть написан хоть у вас на руке) — и получаете обычный железнодорожный билет. Европейские стандарты, что ни говори!

От билета через Укрпочту — к электронному

Билет через отделение Укрпочты, заверяет Иосиф Винский, лишь старт: в будущем украинцев ожидает внедрение «единого электронного билета». Нынче в почтовых отделениях можно свободно приобрести авиа- и билеты на поезд, а в конце апреля стартует и до конца года будет продолжаться процесс подключения к системе еще и автобусных станций.

Однако и на этом Иосиф Винский останавливаться не собирается: в планах Мин-транссвязи — предоставление пассажиру возможности приобрести билет на любой вид транспорта, не выходя из дома,— через Интернет.

Самый дешевый, самый удобный, самый быстрый

Налаживание системы, которая позволит купить единый билет во внутреннем и международном сообщении через отделения Укрпочты и Интернет, по словам Иосифа Винского, займет приблизительно 2-3 года.

С помощью такой системы вы получите возможность заказывать единый электронный билет с пересадками на любые виды транспорта на протяжении одной поездки. Так что если вам нужно добраться из пункта А в пункт Б, между которыми нет прямого сообщения, система автоматически сформирует варианты и время пересадок. Например, из села в областной центр — автобусом, дальше — на поезде в город, а из города за границу — на самолете — и все это единый билет, который можно будет приобрести в одном месте: туда и обратно. Пожалуй, самое приятное то, что при выборе билета система учтет абсолютно любые ваши пожелания — время пребывания в дороге, количество пересадок, удобные для вас виды транспорта — и предложит вам несколько вариантов: самый дешевый, самый быстрый и самый комфортный.

А еще — борьба с коррупцией

Продажа билетов через отделение Укрпочты и в будущем — через Интернет, помимо названных преимуществ, позволяет эффективно противодействовать коррупции. Достаточно сказать, что общий оборот средств в сфере пассажирских перевозок специалисты оценивают в 40 млрд грн. Однако, по словам министра, значительная часть денег, полученных за счет продажи билетов, абсолютно неконтролируема. «Единый электронный билет — прозрачная форма безналичного расчета, которая позволяет огромную часть «теневых» средств вывести в оборот»,— отмечает Иосиф Винский. Прибавим от себя: тех денег, которые будут работать на нашу экономику.

С вопросами о работе системы, оформлении и покупке билетов через отделения Укрпочты можете обращаться по телефону «горячей линии» 8 800 304 00 00. Также можно получить информацию на сайте Укрпочты. Свои письма направляйте по адресу: 01001, г. Киев, Крещатик, 22, и на электронную почту gromadska_primalnya@ukrpochta.com.