20 апреля открывается XVII Международный фестиваль молодежных театров «Рампа». На «Рампу» зрителей зазывать уже не надо. За семнадцать фестивальных лет они привыкли: третья неделя апреля всегда проходит под знаком молодых театров. Ради фестиваля многие, я знаю, даже меняют свое привычное жизненное расписание, полностью отдаваясь искусству Мельпомены. И почти всегда муза театра благосклонно вознаграждает своих поклонников.

Зритель уже привык к тому, что аматорские театральные коллективы Украины, России, Беларуси, Молдовы, дальнего зарубежья приезжают к нам удивлять, покорять, побеждать. 

Возможно, потому что аматоры играют в свое удовольствие. Над ними не довлеют штампы и всяческие театральные комплексы. Они довольно легко обращаются и с классикой, и с современными пьесами. Жанры самые разные. Оргкомитет фестиваля ограничивает полет фантазии режиссеров и актеров самодеятельных театров только временем. «Рамповские» спектакли идут, как правило, час с небольшим.

Выбор пьес во многом зависит от вкуса и внутреннего восприятия самих участников. Например, несколько лет назад гости из Москвы, дебютанты «Рампы», театр «Надежда 
21 век» поразил всех очень мощным, социально важным спектаклем. Подростки играли своих ровесников, которых опалила война. Играли по наитию, но так пронзительно, так откровенно честно, что жюри не могло не отметить этот коллектив.

Одесский «Тур де форс» отдает предпочтение ярким по форме, хорошо костюмированным постановкам. И всегда имеет успех у зрителя. Белорусский «Сатрап» обращается к пьесам социального звучания. Им одинаково замечательно удаются и драма, и комедия.
Не перестают удивлять земляков и днепропетровские «Маски». Их постановки запоминаются надолго, оставляя яркий и светлый след, приятное послевкусие.

Киевский «Черный квадрат» с «рамповских подмостков» перешел на профессиональную сцену, коллектив активно гастролирует, в том числе и в Днепропетровске, где собирает аншлаги. А вот на «Рампе» в качестве участника уже не появится: на фестиваль допускаются только аматорские коллективы, а среди актеров не должно быть профессионалов.
Обеднеет ли «Рампа» без «Черного квадрата»?

Однозначного ответа на вопрос нет. Ярые поклонники, конечно, расстроятся. Утонченные театралы порадуются: меньше шуток на грани фола и ниже пояса прозвучит за семь театральных дней апреля...

Несколько лет назад в обзоре спектаклей Международного фестиваля молодежных театров «Рампа» я посетовал на то, что коллективы не всегда соблюдают чувство меры и такта: то, что прозвучало бы в компании друзей, не всегда уместно произносить с театральных подмостков. 

Некоторые шутки, после которых в зале раздается громогласное конское ржание, отнюдь не очищают душу. Скорее наоборот, зашлаковывают ее нечистотами. Тогда напрашивается вопрос: а для чего, собственно, создавалась «Рампа»? Для чего все эти семнадцать лет она существует: чтобы духовно окормлять, воспитывать на лучших образцах отечественной и мировой литературы и драматургии или учить безвкусию и пошлости?

На ту мою заметку, помнится, очень обиделся председатель оргкомитета «Рампы» Евгений Бородин. Он пояснил: оргкомитет не отсматривает материал, который готовят коллективы на фестиваль, никакого контроля и цензуры. Поэтому возможны и «проколы». Настроение Бородина тогда можно было понять: как оказалось, моя статья попала на стол к тогдашнему вице-губернатору по культуре Татьяне Кравченко, которая вызвала Бородина на ковер и давай отчитывать: что вы, мол, проводите? Чему учите молодежь на «Рампе»? Евгений Бородин в сердцах даже сказал мне после разговора с большой чиновницей: теперь фестиваль закроют.

К счастью, «Рампа» жива. Несмотря на трудности, вопреки кризису. И кто-то обязательно получит неизменные «рамповские» «пальчики» — Гран-при фестиваля...

Трудно сказать, каким будет нынешний фестиваль, но очень хочется верить, что семнадцатая «Рампа» не огорчит нас очередными рассуждениями, философствованиями и грустными шутками на тему мирового финансового кризиса. Хочется откровений. Находок.

Ведь театр — это не документальное фото, не слепок эпохи, не бездумное копирование действительности.

Грешно говорить, что театр — это храм... Но то, что происходит на сцене, — это сродни таинству, в котором действительность отражается и трансформируется, проходя сквозь призму восприятия автора пьесы, режиссера, актеров. Театр не может существовать без зрителя. 

Именно он задает вопросы, ответы на которые ищут самодеятельные и профессиональные коллективы. Днепропетровский зритель всегда был на уровне. Наличие нескольких стационарных театров со своей индивидуальной эстетикой сформировали вкусы днепропетровской публики. Она благосклонна и взыскательна, она требовательна и всепрощающа. Но лишь в том случае, если режиссерские приемы оправданы, если эротика не превращается в порнографию, если намек на пошлость так и остается намеком... Умный зритель домыслит...

Очень хочется, чтобы после очередной «Рампы» осталось приятное послевкусие, едва уловимое. Чувство, которое многие из нас испытывали, соприкасаясь с шедеврами истинного искусства. Чтобы после насыщенной фестивальной недели можно было сказать: «Пальчики оближешь»...