В Литературном музее состоялся вечер клавесинной музыки. Специально для участия в концерте из Киева приехала профессор кафедры старинной музыки Национальной музыкальной академии Украины Светлана Шабалтина. Концерт прошел в рамках художественного проекта «Звуки сквозь века», существующего на базе музея «Литературное Приднепровье» уже третий сезон. Почти полный зал, много человек пришли послушать музыку, которая звучала при дворах европейских монархов. Хрустальные звуки клавесина, зажженные свечи, игры теней на стенах — вот таким запомнился этот вечер. Были замечены две молодые женщины с маленькими детьми. Людмила Погребняк, одна из них, в прошлом выпускница харьковской консерватории, рассказала, что хочет привить любовь к классической музыке своей дочери Марте.

По словам Светланы Шабалтиной, нынешняя программа является своеобразным мостом между музыкой Западной и Восточной Европы. На концерте прозвучали такие произведения, как два танца из «Польской табулатуры» 16 века, клавесинные произведения авторов 17-18 столетий: два портрета — «Сюзанн» и «Малесебр» Клода Бенина Бальбатра, «Чакона» Георга Фридриха Генделя, «Леклер» Антуана Форкере, «Пасакалья» Георга Муффата, «Головокружение», «Любимая» и «Марш скифов» Николя Руайе.

Как призналась в беседе с журналистом «ДП» Светлана Шабалтина, ей больше всего «нравится исполнять произведения Николя Руайе. Они блестящие, полны изящества и очень хорошо звучат на клавесине».

К сожалению, клавесин не очень известен в нашей стране. Технически и интонационно более совершенный инструмент — фортепиано — постепенно вытеснил из светских салонов нежного и негромкого предшественника. Но сколько серебристой ласки, изысканного своеобразия, грациозного жеманства исчезло. На какое-то время. Потому что потребность осталась.

В 1995 году при киевской консерватории был впервые открыт класс клавесина, который возглавила Шабалтина. Советский Союз в свое время не считал нужным закупать клавесины. Наверно, тогда считалось, что одной моды на фортепиано будет достаточно. Инструмент, который звучал в Литературном музее, по словам профессора, изготовили на немецкой фабрике игрушек и он «лишь отдаленно напоминает звучание настоящего клавесина». Сегодня настоящий двухмануальный клавесин стоит порядка 35 тыс. евро.

Несмотря на все сложности, есть спрос на клавесин: наша землячка Наталья Фоменко обучает в Киеве 12 ребят игре на этом необычном инструменте.
Самое значимое событие для всех клавесинистов состоится в этом году в Москве. Там пройдет конкурс им. Андрея Михайловича Волконского, знаменитого русского композитора, дирижера и основателя ансамбля «Мадригал».