В конце прошлого года немецкий журнал Geo Wissen опубликовал исследование, в котором на основании математического подсчета утверждается, в частности, что шесть месяцев своей жизни среднестатистический бюргер ФРГ тратит на поездки, а три месяца — на стояние в автомобильных пробках. К сожалению, авторы исследования не задались вопросом о количестве времени, которое теряют жители Германии в разнообразных очередях. Но можно не сомневаться, что украинцы многим народам дадут фору в этом деле.

Вот возьмем хотя бы транспорт. Огромное хозяйство, с работой которого ежедневно сталкиваются миллионы пассажиров. Лишним доказательством этому — переполненные залы ожидания автобусных, железнодорожных вокзалов и аэропортов. А еще — бесконечные очереди около касс.

Это еще хорошо, если вы можете одним махом добраться из пункта А в пункт Б. Хуже, когда вы вынуждены осуществлять в пути несколько пересадок,— а для этого каждый раз выстаивать в очереди за билетом (которого может и не быть!) и «по факту» корректировать график своего маршрута.

Навстречу пассажирам
Учитывая сказанное, внедрение единого электронного билета, которое инициировал нынешний руководитель Минтранса Иосиф Винский, без сомнения, должно быть по достоинству оценено пассажирами. Идея простая и вместе с тем очень амбициозная: предоставить человеку возможность приобрести единый проездной документ сразу на весь маршрут, на разные виды транспорта, со всеми пересадками.

Для этого уже разработана специальная компьютерная программа, которая позволит пассажиру в интернете избрать для себя оптимальный вариант маршрута. Программа сама предложит удобные «стыковки», если маршрут путешествия будет требовать пересадок. Пассажир будет иметь возможность выбрать любой вид транспортного средства (самолет, поезд, автобус). Останется лишь сделать заказ, оплатить пластиковой карточкой билет и распечатать на принтере проездной документ с уникальным штрих-кодом. Этот билет потом с помощью специального считывающего устройства проверят при посадке.

Если вы скажете, что в наших селах да и у многих городских жителей нет ни интернета, ни банковских счетов, то будете правы. И именно поэтому еще до конца этого года пункты продажи электронных билетов будут открыты в отделениях «Укрпочты» по всей стране. А это, считайте, свыше 15 тысяч дополнительных билетных касс, расположенных в самой «глубинке». В них можно будет без очереди приобрести билет на любой вид транспорта. Первый такой пункт продажи электронных билетов начнет работу уже в марте.

Министерство «банкует»
Согласились бы вы повторно доверить деньги соседу, который, вопреки договоренности, не вернул вам одолженную десятку или сотню? Конечно, нет. Поверите ли вы снова в банк, из которого не можете забрать депозит? Вряд ли. А то, что владение деньгами не всегда означает возможность ими распоряжаться, в последние месяцы ощутили на себе наши сограждане, которые вложили деньги в «проблемные» банки. И если не вы лично, то кто-то из ваших знакомых уж точно столкнулся с невозможностью забрать сегодня свои кровные тысячи. А вот предприятиям отрасли транспорта и связи коммерческие банки не возвращают в общей сложности миллиард государственных гривень!

Не добавляет оптимизма и то, что количество проблемных финансовых учреждений постоянно возрастает. Судите сами, в девяти коммерческих банках уже внедрено «прямое правление» Национального банка Украины, еще половина от всех существующих (то есть около шестидесяти банков) готовятся к введению в них временной администрации НБУ.
Очевидно, такое развитие событий подтолкнуло Министра транспорта и связи к поискам выхода. Ведь если деньги сравнивают с кровью экономики, то под угрозой оказалась система кровообращения целой отрасли.

В результате, выход был найден в создании при министерстве собственного транспортного банка. Точнее, после того как оказалось, что регистрация нового банка займет два года, было принято решение купить на фондовом рынке акции уже существующего учреждения. Этот банк, который на 99% будет находиться под контролем государства, сможет выполнять функцию расчетного центра для государственных предприятий отрасли. Через него будут проходить платежи и будут выплачиваться зарплаты транспортникам и связистам, он будет задействован в системе единого электронного билета.

Не в восторге от такой идеи Министра, прежде всего, владельцы тех коммерческих банков, с которых в государственный банк будут переведены миллиардные средства предприятий Минтранса. Поэтому и звучат от заинтересованных сторон упреки в адрес Министра с попытками усмотреть в его действиях коррупционный интерес. Винский же, наоборот, вместо бесплодных споров или ненужных оправданий, в ответ сам инициировал создание специальной комиссии с участием представителей Генеральной прокуратуры, Министерства финансов и МВД, которая бы еще раз проверила «чистоту» банка.

Собиратель земель
Впрочем, транспортный банк — не единственный и точно не последний повод для обвинений в адрес Иосифа Винского. Например, не следует рассчитывать на доброе слово о Министре из уст бывшего начальника Ильичевского морского торгового порта. Его И. Винский освободил от должности после проверки финансово-хозяйственной деятельности порта, проведенной министерством.

Как оказалось, из-за искусственного занижения доходов порта, государство недополучало многомиллионные средства, которые уплыли в частные карманы. Под «умелым» руководством Ильичевский морпорт приносил государству меньшую прибыль, чем, например, Мариупольский морской торговый порт, который меньше и по размеру, и по количеству причалов.

Более того, как показала проверка, фактически в руках порта осталась лишь пятая часть земли, тогда как другие 80% территории оказались в совместной деятельности частных коммерческих структур. А свыше четырех гектаров самых дорогих прибрежных земель, которые принадлежали портовому оздоровительному комплексу «Альбатрос», оказались фактически отчужденными — на них сейчас ведется частная застройка.

Тем не менее, наведение порядка в Ильичевском морпорту бывший начальник и его покровители попробовали представить как «преследование». И снова, как и в случае с транспортным банком, в ответ на обвинение Иосиф Винский сам инициировал создание правительственной комиссии для проверки (по 34 пунктам!) реального состояния дел в морпорту.

Впрочем, борьба министра с паразитированием на госсобственности не ограничивается портом. О государственном интересе речь идет, например, и в вопросе оформления свидетельств на право государственной собственности и государственных актов на земельные участки госпредприятий. Ведь только с приходом Иосифа Винского в Министерство транспорта и связи была начата эта работа. До этого времени руководители свыше пятисот государственных предприятий, учреждений и организаций отрасли имели практически неограниченные возможности распоряжаться земельными участками, которые на самом деле принадлежат государству. Такое же полное самоуправство совершалось и с помещениями предприятий, которые не имели свидетельств права собственности на государственную недвижимость.

На практике это означает, что руководители государственных предприятий по собственному усмотрению могли продавать (и продавали!) или отдавать в пользование (да и отдавали тоже!) земельные участки и объекты. Наивно верить, что делалось это даром, из альтруистичных соображений.

С приходом Винского преступную «лавочку» прикрыли — лишь за один год на 390 предприятиях оформлены государственные акты на земельные участки, на 320 предприятиях получены свидетельства о праве собственности на государственную недвижимость. Так будут ли довольны такой бескомпромиссной деятельностью Министра те, кто раньше мог свободно запускать руки в государственный карман? Вопрос риторический.

В английском языке глагол manage, от которого происходит существительное менеджер, означает не только «руководить», «управлять», но и «справляться». С этой точки зрения, многие люди, которых по должности традиционно называют менеджерами, таковыми не являются, если оценивать результаты их работы. Одни не справляются на своей должности за неимением управленческого таланта, другие — из-за недостаточной твердости в решениях. Действия нынешнего руководителя Минтранса подтверждают, что в его работе органично соседствуют и системность и жесткость. А значит, и результат работы закономерен.