— В каком городе Днепропетровской области, по результатам прошлогодних проверок, ситуация с оказанием коммунальных услуг хуже всего?

— Хуже всех в этом отношении Днепропетровск. В нем и еще в Кривом Роге, согласно постановлению Кабмина № 560, тариф для каждого дома устанавливается разный (в зависимости от износа дома, этажности, размера придомовой территории и пр.). По качеству обслуживания и объемам оказываемых услуг он проигрывает даже тем городам, в которых (если не выполняется постановление) тариф устанавливается по группе домов.

По количеству штрафов и суммам штрафных санкций Днепропетровск также обгоняет все города (как в процентном, так и в количественном отношении). Тарифы рассчитаны на несколько услуг, но и перечисленные не выполняются.

Например, в старых домах, в соответствии с действующим законодательством, капремонт не осуществляется за счет средств жильцов. По тем расценкам, которые заложены в тариф, в каждом доме раз в 5 лет должен проводиться текущий ремонт. Техобслуживание, согласно графику,— ежемесячно.

Но наши проверки показывают, что это не выполняется.

— Как это подтверждается результатами проверок?

— В 2008 году по результатам проверок коммунальных предприятий города было начислено штрафных санкций на сумму 9,6 млн грн.
Областной центр обгоняет все города региона вместе взятые. Тарифы на услуги по содержанию домов в Днепропетровске рассчитаны на несколько услуг.

В соответствии с законодательством, минимальный перечень услуг должен утверждать центральный орган исполнительной власти. В данном случае это Министерство по вопросам ЖКХ.

— То есть тот норматив, от которого ЖЭК не может отказаться?

— Да, но на сегодня он не разработан. В данном случае орган местного самоуправления имеет право разработать минимальный перечень на своей территории. Существует нормативная база, которой обуславливается оказание обязательного перечня услуг.

Например, если противопожарное законодательство требует, чтобы чистились дымовентиляционные каналы, то минимум 1 раз в год должна производиться такая чистка. Если по закону о санитарно-эпидемиологической безопасности граждан должна раз в квартал производиться дезинсекция и дератизация в доме, то ЖЭКи не должны отсутствие работ аргументировать тем, что жильцы, дескать, к нам не обращались по этому вопросу.
А плата изымается постоянно. И в основном ЖЭКи не возвращают деньги по данным статьям расходов.

— Какие контролирующие органы, кроме Госинспекции, следят за добросовестностью работы ЖЭКов?

— Помимо нас эту работу фактически может осуществлять управление по защите прав потребителей. Создана также инспекция при Министерстве по вопросам ЖКХ по контролю за качеством жилищно-коммунальных услуг. Но численность нашей инспекции по ценам около 60 человек. В управлении по защите прав потребителей — ситуация та же. А инспекция при министерстве создана лишь в мае 2008 года. Общая ее численность — 231 человек на всю Украину. То есть в среднем на нашу область распределят 4-5 человек.
А только в Днепропетровске 48 ЖЭКов.

Вопрос в том, кто же должен осуществлять контроль за деятельностью ЖЭКов? Естественно, тот, кто является их собственником. Горисполком, городской совет. Они должны беспокоиться не только о своих предприятиях, но и о жителях города. Об этом же говорит и Устав города Днепропетровска.

Исходя из статьи 7 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», из закона «О местном самоуправлении», именно у них — масса полномочий. В данном случае даже Днепропетровская облгосадминистрация в сопоставлении с исполкомами не имеет полномочий.

— Судя по тому, как ведут себя руководители ЖЭКов с жильцами, кажется, что никто не может на них повлиять.

— Но ведь кто-то подписывает контракт с тем или иным человеком? В любом контракте, являющемся типовым, указывается, кто несет ответственность за невыполнение властных полномочий.

— После применения штрафных санкций хоть по одному днепропетровскому ЖЭКу принимались административные меры в отношении руководства?
— Что касается реакции властей, в сентябре 2008 года мы писали запрос в горисполком в отношении приказа, подписанного начальником управления жилищного хозяйства Анатолием Коваленко. В приказе говорится, что за невыполненные ЖЭКами услуги в течение года деньги после перерасчета возвращаются людям только к концу следующего года. То есть Горжилуправление дало ЖЭКам год на рассрочку.

Я понимаю, что существуют экономические трудности, но при этом закон о жилищно-коммунальных предприятиях, постановление правительства № 560 гласят, что возвращать деньги нужно в течение месяца. Инспекция также обращалась с просьбой отменить этот противозаконный приказ в органы прокуратуры.

— В конце 2008 года во время прямой телефонной линии начальник управления жилищного хозяйства Днепропетровского горсовета Анатолий Коваленко говорил, что если бы услуги оказывались в полном объеме, тариф по квартплате составил бы не 70 коп., а намного больше. Чуть ли не 10-12 грн за квадратный метр. Так ли это?

— Судите сами по такому примеру. В хорошем ли состоянии содержатся элитные жилищные комплексы «Садовый» и «Парковый»?.. А размер тарифа по этим домам в среднем в 2008 году составлял 4,5 грн за квадратный метр (сейчас поднят до 5 грн). Причем из этой суммы не исключалась оплата за лифт и вывоз мусора.

В домах МСК «Украина-Канада» тариф в 2008 году также колебался в пределах 4 грн, а в летнее время он уменьшился до 2,5 грн.

— Сколько ЖЭКов по Днепропетровской области проверила инспекция за 2008 год, какими были результаты?

— За минувший год в области было проверено 152 предприятия, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги (в том числе услуги тепло- и водоснабжения). Нарушения были установлены в 75% проверенных предприятий.

По Днепропетровску проверено 38 жилищно-коммунальных предприятий. В 35 случаях установлены нарушения. Общая сумма примененных нами экономических санкций составила, как я говорил, 9,6 млн грн.

Послесловие
Помнится, тот же Анатолий Коваленко в декабре 2008 года рассказывал, что из бюджета Днепропетровска на подготовку к зиме было выделено всего 21 млн грн, вместо необходимых 240. Может, если бы ЖЭКи не лишились почти 10 миллионов, в городе стало бы больше перекрытых крыш и застекленных окон?

Почему же ЖЭКи на протяжении многих лет предпочитают выплачивать штрафы, а не сделают систему оказания услуг открытой и прозрачной? Тогда их не будут проверять по 2-3 раза в год, а горожане увидят, за что они платят. И, думается, не будут компенсировать убытки коммунальников за счет повышения тарифов.

Но что же в таком случае останется ЖЭКам на «проедание»?