Иосиф Винский: «Я служу не Тимошенко или Ющенко — я служу делу, которое мне поручили»

Интервью с Министром транспорта и связи Украины Иосифом Винским пришлось брать, что называется, «с колес». Министр человек занятой, а потому говорим прямо в его рабочем кабинете. С первой минуты не покидает ощущение — тут бьется пульс отрасли, это ее главный командный пункт, а потому поневоле говорю тихо. Наш разговор то и дело прерывается, я нервно поглядываю на диктофон, идет ли запись, а министр тем временем отвечает на звонки телефонов, дает четкие, короткие команды, и мы снова продолжаем разговор.

— Иосиф Викентьевич, как Вы оцениваете год своей работы на посту министра и какой видите свою главную задачу на 2009-й год?

— Задача, как и у всех министров,— сделать министерство максимально эффективным. Мне особенно приятно, что по итогам прошлого, кстати, не самого удачного для экономики года мы вышли на второе место по эффективности, сразу после Министерства сельского хозяйства — тогда у селян выдался урожайный год. Мы ничего не получаем из бюджета, каждую копеечку люди сами заработали и перечислили в госбюджет почти в полтора раза больше средств, чем в предыдущем, 2007 году. А ведь наше министерство единственное из всех гражданских ведомств работает без выходных в круглосуточном режиме. На следующий год мы наметили приоритеты, работаем в плановом режиме. Авралов, слава Богу, у нас нет.

— Каким Вы видите будущее Украины?

— Европейским. Изобретать ничего не надо. Есть наработанный и эффективный опыт Евросоюза, многие механизмы ЕС наработал самостоятельно. Вначале нам нужно ориентироваться на их ценности и наработки, не стесняясь брать за основу их опыт. В том числе и в управлении государством, начиная с Конституции, выравнивая последствия популистских шагов, которые допускались в течение долгих лет, и заканчивая сознательным изучением системы управления государством.

— Недавний газовый украинско-российский конфликт — экономический или политический?

— Это урок: нельзя жить одним днем, когда есть экономические интересы, нельзя надеяться на дармовщину. В этом конфликте никто не вышел победителем и никто не проиграл. Это чистая политика, а у нее нет меры измерения. Долгие годы Украина получала дешевый газ. Были и непрозрачные схемы, и запутанные схемы поставок. И было понятно, что когда-то наступит время перехода на нормальные рыночные отношения. Это время наступило в начале этого года. Да, Украина заплатила определенную цену, я, кстати, не считаю, что эта цена такая уж большая, но она и не маленькая. Я считаю, что мы выбрали правильный путь, выгодный и Украине, и России, и сможем в скором времени выйти на правильную математическую формулу расчетов за газ. Положительным моментом считаю, что повышение цены на газ заставит, наконец, переходить на эффективное энергосбережение, искать альтернативные источники.

— В прессе периодически возникают волны слухов о кадровой ротации в правительстве, об отставке ряда министров, называют конкретные фамилии, в том числе и Вашу. С чем связаны эти слухи?

— Я член политсовета БЮТ, то есть органа, определяющего политику. И ни разу кадровые вопросы на политсовет не выносились и не обсуждались. Но скажу другое. На программу дискредитации Винского выделили в прошлом году 50 млн долларов. Мне доложили, что такие же деньги выделили и на этот год.

Недавно у нас состоялась итоговая, по результатам 2008-го года, коллегия министерства. Там мы обсудили концепцию развития министерства. И если удастся ее реализовать, то для коррупционеров, проходимцев и прочих сомнительных личностей это будет большим ударом. В прошлом году они потеряли, то есть не смогли украсть у государства, около двух миллиардов долларов. Обещаю, что в этом они потеряют такую же сумму. Понятно, что они недовольны ситуацией, постараются что-то поменять, будут искать любые механизмы. Я человек, потому могу допускать какие-то ошибки, да и вряд ли в министерстве все идеальны.

Они пытались столкнуть лбами Винского и Турчинова, Винского и Тимошенко, а серьезной игры не получилось, вот и остались ни с чем, масштаб игры не тот, интеллекта не хватает. Они меряют по себе и никак не могут понять, что может быть министр, который не держится за должность, что у меня есть свои принципы. Я ведь служу не Тимошенко или Ющенко — я служу делу, которое мне поручили.

— А какие у Вас отношения с Тимошенко? Часто ли общаетесь?

— Как и любой министр, я имею возможность общаться с Премьером. У меня в кабинете стоит прямой телефон, есть мобильный Премьера, есть связь через коммутатор. Мы практически каждый день общаемся с Юлией Владимировной на различных совещаниях, раз в неделю на заседаниях правительства. У меня есть возможность высказать Премьеру свою точку зрения.

— В чем разница подходов нынешнего правительства и правительства Виктора Януковича?

— У них и у нас совершенно разная система организации работы в регионах. Обратите внимание, кого Юлия Тимошенко выдвинула в министры. Это единая команда, а не представители ее семьи или окружения, в котором кто-то чем-то обязан. Я убежден, что отношения премьера и министров его правительства не должны напоминать семейные, это вредит делу. На госслужбе должен быть порядок, система уважения и подчинения. Тогда нет места круговой поруке, системе, которая убивает страну.

— В конце принято спрашивать о планах…

— Завершить реформирование в системе Министерства транспорта и связи, сделать отрасли более управляемыми, в то же время предоставить руководителям большую свободу действий. Среди наших приоритетов введение «единого электронного билета» на все виды транспорта: пассажир сообщает начальную и конечную точку маршрута, а электронная система автоматически рассчитывает оптимальные варианты доставки, из которых можно выбрать наиболее дешевый и удобный.

Безусловно, в числе приоритетов — подготовка аэродромов и строительство дорог к Евро-2012. Но самый главный приоритет — это в условиях кризиса сохранить кадровый потенциал, избежать массовых увольнений, обеспечить достойную жизнь работникам и пенсионерам отраслей транспорта и связи.