Как уже сообщалось, в последнее время значительно возросла аварийность на пассажирском автотранспорте. Проще говоря, на маршрутках. И две трагедии, произошедшие в Днепропетровске и Кривом Роге, когда в результате ДТП погибли пассажиры, горькое тому подтверждение.

Поэтому работниками Госавтоинспекции на прошлой неделе был проведен расширенный рейд по маршрутным такси. Проверялось соблюдение водителями правил дорожного движения и безопасной перевозки пассажиров, а также техническое состояние самих микроавтобусов.
Результат рейда неутешителен, хотя и предсказуем. Если говорить о нарушениях ПДД, то тут был весь «букет душистых прерий»: проезд «красного света», игнорирование правил проезда перекрестков, пешеходных переходов, обгона, «подрезание» друг друга и остальных водителей, высадка пассажиров из любого, а не только крайнего правого ряда и т.д.
Из нарушений правил безопасности основным была перевозка стоящих пассажиров, а если коснуться технического состояния, то тут были и самовольные, несертифицированные переоборудования микроавтобусов, и дополнительные места в салоне, и забаррикадированные всякой всячиной аварийные выходы… Одним словом, хоть и не раз, и даже не десять раз СМИ и ГАИ поднимали эту проблему, воз и ныне там. И в погоне за дополнительным заработком «маршрутчикам» ни инспекторы, ни тем более журналисты не указ. А штрафы, учитывая их смехотворные размеры, их не пугают.
Кстати, такое понятие, как «остановка общественного транспорта», для маршрутчиков отсутствует в принципе. Особенно радует, когда, дождавшись «зеленого сигнала» светофора, собираешься перейти улицу и… «утыкаешься» носом в маршрутку, остановившуюся ровненько на «зебре». Просто кому-то срочно понадобилось выйти именно «тута!», а не через пять метров. Знакомая картина, не правда ли?!
Или утром, когда надо ехать на работу, садишься в маршрутку, и поехали. С остановками возле каждого столба, пока салон не набьется настолько, что пассажиры уже торчат из окон. Но хуже всего, если на одном участке встречаются несколько маршруток, следующих в попутном направлении. Тут начинается форменный «аттракцион». Какие ПДД, какие пешеходы, если впереди — клиенты, а сзади — конкуренты!
Просто хочется спросить таких водителей: вы ведь не все время сидите за рулем? И у вас бывают выходные, когда ваши коллеги таким же образом хамят уже вам, когда вы едете в качестве пассажира. И точно так же ущемляют ваши права как пассажира. И ваших жен, детей, матерей… Или когда садишься за руль маршрутки, самое главное — «нарубить дополнительно капусты», а остальное — побоку? Как-нибудь проскочим. Да, обычно проскочить удается, но не всегда. И если случается авария, в которой калечатся люди, не говоря о том, если кто-то гибнет, то тогда уже не «отмоешься».
Но давайте сознаемся: соглашаясь ехать стоя, мы сами подталкиваем водителя к нарушению. Можно сколько угодно оправдываться, что нам надо, мы опаздываем. Но если мы согласны, чтобы маршрутчики зарабатывали на нас таким образом, они будут это делать!
Теперь о самовольных переделках микроавтобусов. Если переводят на газ уже практически только на сертифицированных станциях, то переделка грузовых фургонов по-прежнему продолжается по принципу «кто во что горазд». Есть фабричные переделки, продукция которых получает сертификат безопасности. А есть — самостоятельные.
Дело в том, что изначально грузовые фургоны рассчитываются по безопасности перевозки груза, а не людей. То есть они заранее ниже пассажирских! А бывают случаи, когда фургон невозможно переделать в пассажирский микроавтобус, не снизив его безопасности. Пример, так называемые «почтовики» — желтые микроавтобусы с высокими прямоугольными кузовами. Вся беда в том, что у них ширина крыши больше колесной колеи. Это делает их удобными при погрузке-разгрузке, относительно безопасными на небольших скоростях — развозной почтовый фургон в таком режиме и работает. Но неустойчивыми на высоких скоростях и с неравномерной загрузкой. То есть в режиме работы маршрутки. Это, возможно, (не утверждаю, что только это!) и стало одной из причин опрокидывания именно такого «почтовика» на Новом мосту. Обратите внимание на пассажирские «спринтера» — ширина крыши у них уже колеи, а значит, и устойчивость выше.
Почему руководители АТП, обслуживающих маршруты, не обращают на это внимание? Почему не проводится анализ причин аварий? А если проводится, то почему не принимаются адекватные меры по недопущению подобных случаев в дальнейшем?
Рейды ГАИ, статьи и репортажи в СМИ — это «тушение пожара». Ни Госавтоинспекция, ни пресса не может кардинально изменить данную ситуацию к лучшему. Тут необходимо принимать реально действующие законы, предусматривающие столь же реальные санкции к нарушителям. Как водителям, так и их руководителям. Иначе по-прежнему нас будут возить стоя, нас будут высаживать где и как угодно, пешеходов будут не пропускать на переходах. И все останется, как было. Потому что это… выгодно. А СМИ в очередной раз будут сообщать об очередной аварии маршрутки и количестве пострадавших в ней людей…
Если будет невыгодно нарушать, то, поверьте, нарушения исчезнут весьма быстро. Народные избранники любого уровня, если вы читаете эту статью, то примите меры, от вас зависящие, чтобы хотя бы эта проблема ушла в небытие. Хотя бы потому, что, не дай Бог, в очередной злополучной маршрутке может оказаться кто-то из ваших же знакомых…