Интервью с министром транспорта и связи Украины, членом Президиума политсовета БЮТ Иосифом Винским.

— Иосиф Викентиевич! Создана демократическая коалиция в составе БЮТ, НУ-НС и Блока Литвина, избран спикер. Как Вы оцениваете перспективы деятельности «коалиции трех»?

— Потенциал большой. Я абсолютно убежден, что сегодня есть все предпосылки, чтобы коалиция объединила 245-247 депутатов. Парламент может стать инструментом преодоления экономического кризиса в государстве, при условии, что вновь не будут запущены игры по искусственному развалу коалиции. Сегодня ключевая позиция в решении кризисных явлений в Украине — это четкая динамичная работа Верховной Рады, которая позволит решить в парламенте вопросы, не решавшиеся в последние годы.

— Ваша позиция о недопустимости объединения БЮТ с Партией регионов фактически стала ключевым моментом в возрождении демократической коалиции...

— Меньше всего я бы хотел пафоса в этом вопросе. Но, думаю, мое заявление было той каплей, которая остановила процесс создания коалиции с Партией регионов. Стоял вопрос — либо коалиция с Партией регионов, либо коалиция демократическая. Понятно, что я поддержал последнее. Собственно говоря, моя позиция была четкой: нужно избрать Председателя Верховной Рады, любой ценой возобновить деятельность Верховной Рады и искать выход в коалиции демократических сил. Понятно, что я не являюсь единственным субъектом этого процесса, я не хотел бы себе это приписывать, но пока процесс в Верховной Раде идет так, как я этого хотел. И это меня вдохновляет.

— Как Вы оцениваете позицию коммунистов, поддержавших избрание спикером Литвина и ряд голосований после провозглашения «коалиции трех»?

— Это позитивно, когда фракция 27 голосами скрепляет голосование большинства, как, например, это было при голосовании за Владимира Литвина. Говорю откровенно — коммунисты поступили по-государственному. Они помогли избрать руководство парламента и стабилизировать ситуацию в Верховной Раде, поступив намного более ответственно, чем Партия регионов.

— Вы не допустили союза БЮТ с идеологическими соперниками. Означает ли это, что Вы сберегли и честь партии, и незапятнанным мундир Премьер-министра? Как в БЮТ и в обществе в целом оценили Ваш шаг?

— Моя цель была именно такой. С точки зрения интересов БЮТ, здесь я твердо убежден, это было мое предупреждение, прежде всего Тимошенко, что коалиция с Партией регионов была бы завершением ее политической карьеры как самостоятельного политического игрока. Я считаю, что мое заявление было направлено и на сохранение Тимошенко в политике, и БЮТ как ведущей политической силы. Слава богу, это нашло понимание.

— Обнародовав заявление, Вы шли, фактически, на самопожертвование. Сразу же после провозглашения «коалиции трех» Ваши однопартийцы заговорили о необходимости переформатирования Правительства и размена министерских кресел…

— Любой депутат имеет право на свою политическую позицию, и я не могу ее отрицать. Мне непонятно, почему сейчас в публичном спектре ретранслируют ситуацию те люди, которые были вчера ретрансляторами создания коалиции БЮТ и Партии регионов? Если партия хоть немножко имеет внутренние принципы, то эти люди должны получить соответствующую политическую оценку. После состоявшегося факта они должны соответствующим образом понизить тонус своих выступлений. Потому что, как оказалось, я не ошибся. Есть спикер Литвин, и есть сотрудничество, такое, как я хотел.

— Прошел год Вашей работы в составе Правительства. Что Вам удалось на должности министра?

— Мы сформировали концепции реформирования всех ключевых отраслей — автодора, Укрзализныци, авиации, морских портов, провели реформу Укрпочты. Мы внесли изменения в систему управления Министерством, создали государственные администрации, собрали под контроль Министерства предприятия, пребывавшие ранее в неизвестном статусе. Мы также навели порядок в земельных и имущественных отношениях, оформив актов на землю и имущество больше, чем за предыдущие 10 лет. Даже в условиях кризиса наша отрасль работает стабильно, выполняя и перевыполняя бюджетные обязательства. В частности, ВВП в отрасли транспорта и связи за январь-ноябрь этого года составил 109,3%. По этому показателю отрасль заняла второе место среди всех отраслей экономики, где в среднем за этот период ВВП составил 103,6%. Так, по итогам 11 месяцев 2008 года, государственными предприятиями отрасли транспорта и связи перечислено в государственный бюджет 5 миллиардов 395 тысяч гривень, что почти в полтора раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. В январе-ноябре предприятия отрасли перечислили в местные бюджеты 2 миллиарда 318 тысяч гривень, а это почти в 1,4 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. А в целом нами за эти 11 месяцев выплачено 13 миллиардов 495 тысяч гривень бюджетных платежей, в сравнении с 9 миллиардами 492 тысячами в соответствующий период 2007 года. А это и пенсии, и зарплаты бюджетников, и забота о детях, и многое другое.