Доля игры, доля вымысла, ирония и ужас… Смешано все, спутаны все нити, и только один миг, вспышка фотоаппарата, и безумная фантазия творца запечатлена на пленке. Зритель может не понимать, в какой мир он попал, занавес в какое измерение был приоткрыт фотохудожницей Дороти Шуз. Сама автор назвала его «Зимним цирком», но зима и цирк — это такие же условности, как и все остальное в ее работах… Выставка фоторабот, которая недавно открылась в помещении Днепропетровского исторического музея им. Д. И. Яворницкого по инициативе Посольства Франции в Украине, Французского Культурного центра и «Альянс Франсез» г. Днепропетровска, познакомила жителей областного центра с одной из граней современного искусства Франции. Дороти Шуз, должно быть, представительница самых ярких молодых художников далекого зарубежья, а ее работы — это диффузия всех видов искусств. Дороти Шуз — это художник, сотканный из противоречий. Она видит реальность как «сосредоточение индивидуальностей», ее творческий мир можно охарактеризовать как соединение противоположных реальностей: пасмурной и смешной, серьезной и легкомысленной, нежной и едкой, реалистической и поэтической.

Эти противоречия, которые являются неотъемлемой частью творческого воображения Шуз, безусловно, объясняются тем путем, которым она прошла, а скорее даже, начертила для себя. Актриса и график, она только недавно обратилась к фотографии. Влияние театра, искусства постановки четко читается в произведениях этой фотохудожницы, которая развлекается, «обыгрывая истории, чтобы представить их в изображении» и «играет со взглядом, чтобы побуждать его прислушаться к молчаливым свидетельствам». Молодая женщина-фотограф любит создавать комбинации, в которых умело соединяет слова противоположного значения. Вместе с тем ее работы чем-то напоминают афористические гравюры из старинных книг. В образах и их скрытых смыслах можно плутать до бесконечности — как в зимней метели, не видя дороги, как в цирковом закулисье, не зная ничего об этом загадочном мире.

Так, одной из самых афористичных кажется работа, которая называется «Пассажир». У начала дороги, которая утоптанными колеями виднеется в высокой траве, на старом велосипедном колесе сидит человек, задумчиво глядящий вдаль. Дорога растворяется в туманном пространстве, теряется в деревьях, да и транспорт уж очень сомнителен.

Не менее драматичным и афористичным сделан кадр, названный художницей «Конец». На переднем плане стоит человек, закрывший лицо руками, как будто рыдая или ужасаясь, а с башни на заднем плане, которая так высока, что кажется, она уходит в небо, обрушается лестница. Неужели лесенки в небо больше нет? Или это драматический финал какого-то сюрреалистичного кино?

Ответ на этот вопрос может найти любой, кто посетит выставку Дороти Шуз, которая будет работать до 26 декабря.