Кризис в экономике и финансовой сфере — это «эпидемия». Тут ничего не поделаешь. Но параллельное поднятие тарифов на коммунальные услуги, газ, воду наводит на мысль, что наше государство старается не помочь населению в трудное время, а загнать в глухой угол.

Можно ли обойтись без таких мер, к чему они приведут, что сегодня переживает сфера ЖКХ в Днепропетровске? Об этом нашим читателям рассказывает председатель профильной депутатской комиссии, руководитель фракции КПУ в горсовете Сергей Воробьев:

— За нынешний год тарифы уже поднимались трижды. Подорожала холодная вода, затем горячая и отопление. Сегодня уже опубликованы новые тарифы на жилплощадь. Оплата повысится почти в 2 раза по каждому дому отдельно.

— Насколько обоснован каждый из сегодняшних тарифов?

— Во всех видах тарифов есть изъян. Например, по теплоснабжению. Цены на газ и электроэнергию закладываются те, которые были на момент установления нового тарифа. Регуляторный акт, прежде чем вступить в силу, проходит определенную процедуру (общественные слушания, опубликование в газете, выводы управления по ценам, согласование с Антимонопольным комитетом и пр.). За это время энергоносители дорожают. 70% тарифа — это стоимость электричества, а оно растет в цене на 5% ежемесячно. Сегодня себестоимость воды, например, уже не соответствует той, что была на момент принятия тарифа.

— Получается, что для населения цена за электричество не меняется, но в коммунальных тарифах она закладывается уже повышенная?

— У нас нет ценовых рычагов управления. Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики (НКРЭ) без нашего согласия каждый месяц добавляет эти 5% для предприятий теплоэнергетики. Это отражается на себестоимости продукции — горячей воды, отопления. На сегодняшний день теплоснабжающие предприятия и горводоканал покупают электроэнергию почти по 80 коп. В то же время государство Украина продает электроэнергию по 5 евроцентов (примерно 38 коп.) за рубеж. Как это понимать?

— Наверное, государство так старается помочь собственному народу…
— Кроме этого, в стоимость газа и электроэнергии входит НДС. Какая добавленная стоимость здесь создается?..

Но местная власть никак не влияет на эти процессы. В то время, как последние влияют на себестоимость продукции и на тариф, который состоит из себестоимости плюс накрутки в виде зарплат, налогов и пр.

— Но ведь в тарифе на воду закладываются и ее потери. Это тоже немало.
— Конечно, это уже вторая составляющая тарифа. Это очень большие накладные расходы в виде воровства воды и ее потерь. В целом мы теряем порядка 50% воды, и за это расплачивается население. Конечно, с этим надо что-то делать.

— Какой же выход из ситуации?
— Была разработана специальная государственная программа, есть наша программа реформирования ЖКХ. Там расписано, что и как делать. Но посмотрите на примере проспекта Правды, во что это вылилось. Из горбюджета Днепропетровска была выделена часть финансирования, которую обязался предоставить горсовет. Это 15% от стоимости работ по замене магистрали (а общая стоимость около 7 млн грн). Государство ничего не выделило. Мы досидели до сегодняшнего дня, но ждать дальше нельзя. Ситуация такая, что на дороге проваливается асфальт, идут огромные утечки воды. Поэтому было принято решение — мы дали 15% и планируем выделить еще 5 млн грн. Это вопрос ближайшей сессии горсовета.

— То есть нужно будет оторвать средства от других программ и нужд города?

— Эти деньги не были предусмотрены на ремонт в начале года, и сейчас мы их закладываем на финансирование, выполняя функции государства. Не было бы этой проблемы, горсовет бы заложил средства в тот же газ, кредитуя свои предприятия. Видите, что творится с «Днепротеплоэнерго»? Горсовет дал ему разрешение взять кредит 20 млн грн, чтобы уплатить задолженность за газ. Так ни один банк не дал кредит. Из 23-х, которые обошли в городе. Сейчас 10 млн зачтено по разнице в тарифах, а 10 млн — задолженность. Естественно, никто газ не дает, поэтому и отопление такое.

— Инициатива повышения тарифов исходит, конечно, не от местной власти, но возмущения по этому поводу и претензии к качеству услуг высказывают не Кабмину или НКРЭ…

— Дело даже не в инициативе. Есть Закон Украины, требующий от местной власти установления тарифов не ниже себестоимости, и там же написано, что если тариф меньше, орган самоуправления должен предусмотреть в бюджете компенсацию. То же требуют и газовщики.
— Мог бы горсовет пойти на определенные преференции населению, если бы располагал свободными средствами?

— Лишних денег не бывает никогда. Но сегодня ситуация с бюджетом города особая. Он на 70% наполняется за счет подоходного налога граждан, а сейчас много людей либо уволены, либо находятся в неоплачиваемых отпусках. Естественно, уменьшилась и составляющая бюджета. В соответствии со своими делегированными полномочиями эти 70% городская власть направляет только на зарплаты работникам соцсферы — учителям, медикам, госслужащим. Остальные 30% — это налог на землю, отчисления на загрязнение окружающей среды и пр. За счет этих средств мы можем решать проблемы города.

Сложившаяся ситуация с занятостью находится в компетенции государства. Но именно местная власть недополучает средства в бюджет и не может выплачивать зарплаты.
— Каким образом вы можете повлиять на ситуацию в рамках своих полномочий?

— На сессии горсовета будет озвучена эта проблема. Мы получим полную информацию от службы занятости и будем обращаться к государству. Ведь как мы можем выполнять делегированные функции, если налоговой базы не хватает. Тогда либо давайте эту базу, либо субвенции на выплату зарплат, либо забирайте обратно эту делегированную функцию. Какую позицию займет горсовет, будет видно на сессии.

— Снижается ли оплата за коммунальные услуги, когда падают доходы населения?

— Покупательная способность населения резко уменьшилась. Это видно по городу. Что произойдет с выплатой?.. Сейчас мы оцениваем оплату по горводоканалу и теплосетям. Из 10 млн грн предоставленных с начала отопительного сезона и по сегодняшний день услуг населением оплачено всего 2 млн. И эта ситуация будет ухудшаться. О качестве услуг говорить не будем, я уверен, что оно не соответствует тому, за что установлен тариф.

Закон же говорит: либо устанавливайте тарифы, либо погашайте из бюджета. Ну вот, тарифы установлены, результат я вам привел...

— Могло бы государство в условиях сегодняшнего кризиса заморозить повышение цен на газ и электроэнергию для предприятий и населения?

— Конечно. И если уж такое делать, то забрать у органов местного самоуправления эту функцию — повышение тарифов. Тарифная политика должна быть вертикальной. От цены энергоносителя нужно идти к тому, чтобы спрашивать с людей. А пока что получается, что цена на газ и электроэнергию — это экономика, а все остальное — политика.

Я считаю, что наши граждане не в состоянии будут платить по нынешним тарифам.

На мой взгляд, нужно создавать какой-то антикризисный комитет, куда избирать депутатов, представителей общественных организаций, промпредприятий и мэрии. Он должен разработать и направить в Кабмин предложения, как в нашем городе занять людей, если металлургия «упала». По моему мнению, антикризисные меры, которые принимаются, не улучшат ситуацию, пока люди не начнут получать зарплату. Тогда заработает и

коммунальная сфера, а население начнет платить за оказанные услуги.

— Но сейчас: нет оплаты — нет услуг?
— Я еще раз говорю, качество я выношу в скобки, потому что сейчас люди плохо платят, следовательно — коммунальные предприятия плохо работают. Да им и работать-то не за что.

Ситуация сложилась такая: одни думают, что платят, другие думают, что оказывают услуги. Поэтому идет жесткая конфронтация, которая будет ухудшаться. В результате мы не будем иметь платежей и не сможем взять кредитов.

— Но ведь качество услуг зависит не только от предоставления энергоносителей? Играют роль потери на трассах, состояние оборудования в котельных и просто застекление окон в подъездах.

— Самые больные темы по теплоснабжению, ремонту и реконструкции котельных мы включили в государственную программу, реализацию которой нам обещала Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, когда приезжала в Днепропетровск в январе. Изъятие из бюджета в текущем году составило около 300 млн грн. Мы были категорически против отдачи денег, но нас убедили в том, что будут субвенции из госбюджета строго под реализацию программы, включающую реформирование ЖКХ и строительство метро. Как она профинансировалась, вы видите.

Мы на сегодняшний день не получили ничего. А в перечень объектов внесены самые больные темы, город заложил свое 15% финансирование. На реализацию задуманного были запланированы гораздо большие суммы, чем 300 млн. Теперь приходится снимать деньги с других объектов.
— Недавно начальник управления жилищного хозяйства Анатолий Коваленко говорил, что для решения элементарных вопросов не хватает денег. Выделено 21 млн грн, а нужно 240. Но ведь проблемы существовали не один год?

— Суммы финансирования действительно составляют 5-10% от необходимого. В нормальном государстве, если управление получило тысячу (вместо миллиона), то и работу оно должно сделать на эти деньги. Но ведь все объекты «кричащие». Поэтому идет ежегодное «размазывание» денег.

— Могло бы в такой ситуации стать действенной мерой выделение одного крупного денежного транша, чтобы решить все проблемы в городе?

— Выходом из ситуации может быть следующее. В связи с кризисом идет перераспределение рабочих мест. А у нас набралось много проблем с дорожным строительством, в коммунальном хозяйстве. Поэтому государственные мужи, может быть, снизойдут до того, что разработают программу занятости населения, финансирования соответствующих отраслей. Тогда произойдет перераспределение государственных денег на эти две сферы, которые сейчас в упадке, а люди будут с работой и зарплатой.

— Вы возглавляете в горсовете фракцию коммунистов. Отношение КПУ к поднятию коммунальных тарифов и цены на газ Ваши однопартийцы высказали еще 7 ноября. Какого мнения придерживаются другие депутатские фракции?

— Многие депутаты понимают эту проблему, а многие очень далеки от нее. Поэтому пытаемся разъяснить, что своими действиями мы можем подтолкнуть правительство и Верховную Раду к каким-то действиям, кроме тех, которые наблюдаем по телевизору. Пока не будет инициативы и сильного противодействия с мест, думаю, они не шелохнутся.
Ситуация такая во всех городах, не только в Днепропетровске. И пока нет морозов. О каких лимитах будем говорить в противном случае? Мы или «загоним» (просто разморозим) коммунальную сферу, либо пойдем на какие-то экстремальные меры. А вы сами понимаете, к чему они могут привести.

— В таком случае стоит надеяться, что горсовет не даст в обиду Днепропетровск. Это покажет будущая сессия.