Можно выучить закон, но, если не научиться правильно его использовать в жизни, он так и останется теорией. Большинство потребителей путаются или вообще не имеют представления, в какую инстанцию им обратиться, чтобы как можно скорее развязать конкретную конфликтную ситуацию. Главным заблуждением является уверенность в том, что чем выше инстанция, тем больше вероятности, что вам помогут. На самом деле это далеко не так.

Письма и жалобы, которые попадают к высокопоставленным чиновникам, отправляются «вниз» на рассмотрение соответствующими управлениями, и на это уходит много времени, а вы попросту можете не дождаться ответа. Для того чтобы обращаться в различные организации, необходимо иметь документальные подтверждения нарушения ваших прав. Ведь самым главным является возможность доказательства нарушения — чек, договор, акт экспертизы, письменные отказы продавцов, исполнителей работ и услуг, заявления или жалобы.

Обращения и жалобы по закону рассматриваются не дольше месяца, а те, которые не требуют дополнительного рассмотрения,— не откладывая, но не позже 15 дней с момента их получения. Если устанавливается срок рассмотрения более месяца, об этом оповещают отправителя.

Новое поколение покупателей

Постигать тонкости потребительского процесса нужно как можно раньше. Совсем недавно презентовали новое пособие и учебный курс: «Основы потребительских знаний» для высших учебных заведений. Ранее подобное учебное пособие издали для школьников 1-12 классов.

По словам Клавдии Максименко, руководителя проекта «Сообщество потребителей и общественные объединения», это первый учебный курс, который студенты вузов могут выбрать для прослушивания независимо от специальности. Он знакомит с основными европейскими и мировыми практиками зашиты прав потребителей, историей возникновения потребительского движения и деятельностью общественных организаций потребителей.

Внедрение потребительских знаний в состав вузовских программ является обычной практикой экономически развитых демократических стран мира. Европейский опыт потребительского образования свидетельствует о высоком уровне, общественной позиции и осведомленности молодежи в широком спектре товаров и услуг. Ко всему прочему это способствует реальному влиянию на потребительскую политику в государстве.

Главной целью этого курса «молодого потребителя» является научить нас находить необходимый орган исполнительной государственной власти для разрешения конкретного потребительского конфликта и уметь правильно требовать реализации полномочий и обязанностей.

«Именно отсутствие активного потребителя, знающего свои права, приводит к проблемам такого рода,— говорит Клавдия Максименко,— своей безучастностью мы не стимулируем торговую сеть повышать уровень предоставляемых услуг».

Координаторы проекта выразили надежду, что данная программа поможет воспитать грамотных потребителей, а систему отношений «продавец —покупатель» — поднять на качественно новый уровень.