Вы давно не платите за коммунальные услуги? Взяли в банке кредит и не можете его вернуть? Тогда берегитесь: вами займутся профессионалы по «выбиванию» долгов, так называемые коллекторские компании.

В Украине работает около 15 таких крупных компаний. С 6 марта нынешнего года в Никополе действует филиал Запорожского агентства по возврату долгов в Украине (всего у агентства 24 филиала). Офис расположен на ул. Комсомольской (старая часть города). Возглавляет филиал 32-летний коренной никопольчанин Руслан Руденко.

— Руслан Викторович, в нашем городе до вас уже работала киевская коллекторская компания, которая помогала «Никопольтеплоэнерго» возвращать долги населения. Однако дело у них не пошло, а когда депутаты горсовета освободили предприятие от госпошлины, то юристы «Никопольтеплоэнерго» просто-напросто стали подавать на неплательщиков в суд. Таким образом возвращено около 4 млн грн долга. Почему вы уверены, что ваша работа будет более эффективной?

— У нас совершенно разный подход к работе. Наши предшественники занимались возвратом долгов из Киева по телефону. О каком результате тут можно говорить? Мы же все вопросы решаем на месте, мы знаем людей, люди знают нас.

— Используете ли вы в беседе с должниками утюги и паяльники?

— Я, конечно, понимаю, что это юмор, но многие люди действительно думают, что коллекторы — это что-то типа рэкетиров, которым «закон не писан», лишь бы «выбить» долг. Это не так. В своей работе мы строго придерживаемся буквы закона, никакого криминала, угроз физической расправы и прочих страшилок. В агентстве работают профессиональные психологи и юристы, которые знают, как правильно беседовать с людьми, умеют найти подход к каждому человеку, вникнуть в ситуацию. Наши методы гуманны, а сама работа с должником разделена на несколько этапов: вначале мы звоним человеку домой или на работу и тактично напоминаем ему о сумме долга и необходимости его возврата. Если это не действует, тогда мы присылаем на его домашний адрес уведомление-претензию, в котором просим погасить долг, и предупреждаем о возможных юридических последствиях. Если должник продолжает «играть в прятки», то в этом случае мы находим его и проводим беседу. Ее главная цель — узнать причины, по которым человек не платит и аргументированно убедить собеседника изыскать возможность погасить долг. Последний этап — сбор документов и подача на неплательщика в суд. Но это крайняя мера. Как правило, 15-20% людей гасят долг после телефонного звонка, еще 25-35% — после письменного уведомления. 45-50% возврата долгов — это считается хорошим результатом для коллекторской компании.

— Известны случаи, когда столичные коллекторы названивали должникам ранним утром или поздним вечером, приходили в школу и объявляли всему классу, что родители такого-то ученика скоро станут бомжами, писали пожилым людям, что они умрут в доме престарелых. Работа коллектора, его поведение регулируется какими-то законами, правилами?

— Мы действуем согласно законодательству Украины. К сожалению, отдельного закона о коллекторских компаниях в Украине пока нет. Правила строгие: звонить должнику можно только с 7.00 и до 21.00 и никакого вмешательства в личную жизнь.

— Приходилось ли сталкиваться с агрессией, вам угрожали?

— Люди бывают всякие. Одни в личной беседе откровенно объясняют, почему у них сложилась та или иная ситуация, в результате которой они не платят, другие пытаются хамить.

— Можно ли в коллекторе вызвать сочувствие?

— Коллектор должен уметь сразу «вычислить» человека, почувствовать, насколько он с ним откровенен. Все мы люди, и, разумеется, сочувствие нам не чуждо. Был случай, когда мужчина взял кредит, но близкому человеку сделали операцию — и все деньги пошли на лечение. Свою историю он подтвердил документами, и мы предоставили ему отсрочку. Часто мы договариваемся с человеком о реструктуризации долга.

— Как специалист по долгам ответьте: люди в основном не платят потому, что не хотят, или потому, что не могут?

— 50 на 50. Бывает так: приезжаем к должнику, он выходит к нам весь в золоте, во дворе — иномарка. «А мне нечем платить»,— говорит. Причем почти у всех должников есть мобильные телефоны. Я думаю так: если ты можешь найти деньги, чтобы пополнить счет на телефонные разговоры, то почему не можешь заплатить квартплату?

— Всякий бизнес должен приносить доход. В чем ваш интерес?

— Никакого секрета здесь нет. Мы заключаем договор с банком или коммунальным предприятием, в котором обговаривается, что агентству отчисляется определенный процент от возвращенной суммы долга. Это может быть и 15%, и 45%, в зависимости от старости долга, объема информации на должника и т. д. Предприятиям и учреждениям выгодно работать с коллекторскими компаниями, так как через исполнительную службу деньги поступают очень долго, а через нас — оперативно.

— Я знаю, что вы также можете выкупать так называемый «долговой портфель»…

— В принципе, да. Например, центральный офис перекупил пакет другой коллекторской компании в Херсонской области и сейчас активно работает по возврату долгов.
— С какими коммунальными предприятиями вы работаете в Никополе, о какой сумме долга идет речь?

— Это несколько ЖЭКов, идут переговоры с «Никопольтеплоэнерго». Суммы долгов небольшие, так как мы открылись недавно. По всей видимости, ЖЭКи пока только присматриваются к нам, насколько эффективно мы можем работать. Но за семь месяцев мы показали неплохие результаты, и думаю, что договоров в будущем будет больше.
— Есть примеры, когда в Украине за долги отбирали жилье. Возможно ли такое и в Никополе?

— Есть практика, когда по решению суда на недвижимое имущество должника накладывается арест. Хотелось бы, чтобы никопольчане не доводили дело до столь крайней меры, ведь жилье — одно из самых дорогих ценностей.