Далеко не каждый гражданин Украины знает, что защита прав потребителей, в соответствии с законодательством,— ответственность, возлагаемая на государство. Но ни для кого не секрет, что мы не знаем своих прав и сознательно позволяем государству избегать возложенных на него обязанностей.

Все плохое мелким шрифтом

Но обманывает нас не только государство. Зачастую неосведомленные граждане попадаются на всевозможные уловки и недобросовестность производителей.

К наиболее распространенным примерам таких махинаций можно отнести предоставление недостаточно исчерпывающей информации, касающейся изделия или услуги. Во многих случаях производители скрывают некоторые важные данные или используют очень мелкий шрифт, который невозможно прочитать невооруженным глазом. Казалось бы, это должно настораживать потребителей и стимулировать их приобретать товар, где обозначенные законом сведения указаны. Однако мы обычно не обращаем внимания на эти хитрости. А целью каждой из них является утаение того или иного недостатка товара.

Умышленное предоставление неправдивой информации можно встретить в газетной и телевизионной рекламе. Как правило, доверчивые покупатели сталкиваются с тем, что установить место нахождения продавца или исполнителя услуг невозможно. В поисках ответа мы, в лучшем случае, столкнемся с телефонной тяжбой и безрезультатными скитаниями. Поскольку подписанный договор обрекает мошенников на значительные материальные потери, им, соответственно, невыгодно, чтобы их нашли. Таких примеров много. К ним можно отнести заказ препаратов или биодобавок для похудения, увеличения груди, производство на заказ и установление дверей, окон, мебели, путевки за границы и так далее.

В последнее время, например, процветает простая схема. Объявления публикуются в малотиражных газетах или информационных листках, рекламу транслируют на второстепенных каналах радио и телевидения, при этом предоставляют телефон для заказа товаров или услуг. Обычно товар доставляет курьерская служба, которая не несет никакой ответственности за его качество и ничего не знает о мошенниках, которые его предоставляют. При этом последние некоторое время общаются с обманутыми клиентами по временному телефону как «консультанты», «врачи», «заведующие отделений», в общем, водят наивных покупателей за нос. А когда возмущенные потребители начинают интересоваться, как можно найти обманщиков, с первыми просто прерывают связь и меняют телефон. Аферистам необходимо выиграть время, чтобы собрать как можно больше денег от доверчивых людей и исчезнуть. В подобных случаях это очень легко сделать, так как их никто не видит. Существуют также временные фиктивные дилеры, консультации, поликлиники, фирмы, как бы разыгрывающие дорогие призы и путевки за границу. Как ни парадоксально, все эти организации кроме обворованных покупателей не интересуют никого из представителей государственных органов. Но самое грустное то, что зачастую нас обманывают по нашей же вине. Экономя несколько минут при ознакомлении с договором и надлежащим качеством товара, мы тратим долгие месяцы на отстаивание своих прав.

Потребительский минимум

Для того чтобы вас не обманули, необходимо знать хотя бы минимум из того, на что вы можете рассчитывать при выборе товара или услуги. Если вам понравилась какая-либо вещь, а денег на ее приобретение не хватает, то по вашей просьбе продавец обязан отложить ее на один час, при согласии администрации — на два, а если речь идет о дорогой вещи, вы можете требовать, чтобы ее отложили до конца рабочего дня.

Если же в купленном товаре обнаружена неисправность и гарантийный срок еще не завершился, то необходимо отнести товар в сервисный центр. Там его починят либо дадут вывод о наличии в нем существенных недостатков. В последнем случае этот вывод необходимо предоставить продавцу с требованием вернуть вам деньги или заменить некачественный товар на исправный.

Если же ваши права были нарушены, то для начала следует обратиться не к высокопоставленному чиновнику, а непосредственно к самому нарушителю, причем в письменной форме. Если продавец не заменит товар или не предоставит свой ответ в обозначенный срок, следует обратиться к специально уполномоченному органу исполнительной власти по защите прав потребителей с письменным заявлением об отказе продавца удовлетворить требования покупателя. В заявлении необходимо потребовать оштрафовать продавца в десятикратном размере от стоимости товара.

Кроме того, все предприятия ведут Книги отзывов и предложений. Недооценивать этот момент не стоит, так как запись в этой книге может служить дополнительным доказательством нарушения ваших прав как потребителя. Проверяющие разных контролирующих органов обычно, знакомясь с этими записями, по ним формируют предварительную оценку качества выполнения служебных обязанностей работниками организации.

Если речь идет о подписании договора о предоставлении услуг или выполнении работ, необходимо придерживаться несложных правил. Во-первых, не подписывать документ, не ознакомившись с его содержанием. Во-вторых, необходимо попросить указать в договоре, какие именно обязанности берет на себя компания. Если исполнитель не начинает работу или не исполняет ее в установленный срок, постарайтесь не допускать дополнительных изменений договора, касающихся стоимости работы, пока не определитесь с оплатой неустойки.

Если предоставляемые услуги выполняются не вовремя, вы, в соответствии с договором, за каждый день просрочки (час, если длительность работы измеряется в часах) вправе требовать выплаты вам пени в размере 3% стоимости работы (услуги). Если же стоимость работы не обозначена, то исполнитель выплачивает неустойку в размере 3% общей стоимости заказа.