Все перипетии вокруг вопроса «Оставят ли Украине и Польше право на Евро-2012?» улеглись. И даже скандал, связанный с увольнением президента Ассоциации футбола Польши Михала Листкевича, не повлиял на решимость ФИФА и УЕФА оставить право проведения финальной части за нашими двумя странами. Как продвигается подготовка к этому событию в Днепропетровске, мы поинтересовались у мэра города Ивана Куличенко.

— Иван Иванович, какие улицы планируется реконструировать к Чемпионату Европы? Какова судьба проектов строительства объездного шоссе и запуска рельсовых автобусов по кольцу вокруг Днепропетровска?

— В принципе, реконструкции улиц города уже практически прошли. Как горожане сами смогли убедиться, уже обновлены улицы Серова и Щорса, отрезки улиц Комсомольской и Ленина, расширена проезжая часть на улице Чкалова. Еще предстоят работы на отрезке улицы Титова от улицы Героев Сталинграда до проспекта Кирова. То есть к Евро-2012 будут реконструированы только те улицы, по которым будет производиться подвоз болельщиков к стадиону. Сделано это в первую очередь потому, что новый стадион создавался не специально под Чемпионат Европы по футболу. Он принимает матчи, и эти улицы уже работают.

Со следующего года на основных магистралях города планируется отвести полосы для движения общественного транспорта, заезд на которые остальным автомобилям и тем более парковка будут категорически запрещены. Следить за этим будет специально созданное подразделение ГАИ, которое будет штрафовать нарушителей.

Гораздо более сложная проблема для города — метрополитен. Дело в том, что этот вид транспорта существует лишь в самых крупных городах страны. Сегодня Минтранс выводит метрополитен из своего подчинения. И города, имеющие метро, обязаны взять его на свой баланс. Для этого нашим городам снижают изъятия в государственный бюджет с тем, чтобы мы смогли высвободившиеся средства пустить именно на содержание метрополитена. В Днепропетровске очень сложный участок метро — район заводов им. Петровского, «Коксохима», «Днепротяжмаша». Там оно непрерывно подтапливается агрессивными подземными водами, и с этим явлением приходится постоянно бороться.

Кроме того, необходимо финансировать окончание сооружения первой линии метрополитена к Евро-2012. Станции метро в районе парка Глобы, скорее всего, не будет. В этом месте нет пересечения пассажиропотоков. Таким образом, под проспектом Карла Маркса будут расположены всего лишь три станции метро: уже действующая «Вокзальная», «Центральная» и «Музейная», возле Горного университета. Там действительно пересекаются мощные пассажиропотоки, и размещение станций метро оправдано.

А сэкономленные средства (около 50 млн грн) пойдут на сооружение тоннеля от Южного железнодорожного вокзала к жилмассиву Победа. Кроме того, планируется соединить рельсовым автобусом или электричками Северный, через Мерефо-Херсонский мост, с Победой, Тополями и через окружную ветку с Западным. Это также позволит снизить поток пассажиров через центральную часть города. И, соответственно, уменьшить количество пробок.

— Планируется переоборудовать днепропетровский аэропорт. Разработан ли проект реконструкции? Какие инвестиции будут привлечены?

— Дело в том, что аэропорт находится за чертой самого города и городу никогда не принадлежал. Это — собственность государства. В настоящее время частью его сооружений владеет компания «Днепроавиа». И вопросы о правомерности или неправомерности такого положения дел уже 5 лет находятся на стадии судебных разбирательств. Но аэропорт нужен к Евро. Поэтому сегодня Минтранс, которому по сути принадлежит аэропорт, заказал проект его реконструкции. В этом году уже выделено 36 млн грн. Все работы обойдутся примерно в 340 млн грн, которые выделит государство. А затем будет решаться вопрос: оставлять ли его в собственности государства, то есть Минтранса, либо выставить на продажу в частные руки через аукцион.

— Вновь поднимается вопрос о каком-то строительстве на Зеленом острове на Днепре. Что это будет за объект и как его сооружение повлияет на экологию реки и города в целом?

— Вопрос о каком-либо строительстве на Зеленом острове не может подниматься вообще, поскольку эта территория не принадлежит городской громаде, а является собственностью Водного фонда Украины. Поэтому там не могут быть построены никакие объекты торговли, соцкультбыта и прочее, а только оборудованы места отдыха горожан.

— Где будут размещены так называемые фан-зоны, поскольку на стадион попадут далеко не все желающие? И чем эти фан-зоны будут оснащены? Имеется в виду не только видеомониторы и ограждения, но и пункты питания и общественной санитарии.

— Фан-зоны в городе будут оборудованы по образцу швейцарских. Мы, побывав на минувшем чемпионате Европы по футболу, досконально изучили и запротоколировали их опыт. Основной площадкой для фан-зоны станет набережная Днепра на правом берегу. Там будут установлены большие мониторы на пешеходном мосту на Монастырский остров с каждой стороны, на Новом мосту со стороны правого берега также с каждой стороны. И еще один — на барже, пришвартованной возле Фестивального причала. Кроме того, еще фан-зоны будут располагаться в Молодежном парке на Красном Камне, на строящемся жилом массиве Воронцовский возле одноименного парка. Возможно, будет также установлен монитор на строящемся комплексе на площади Ленина на месте снесенного «Детского мира». Возле самого стадиона никакой фан-зоны не будет. Площадки перед ним предусмотрены для накопления болельщиков перед матчем.

Специально стационарных пунктов питания и общественной санитарии создавать не будем. Установим временные сооружения, которые после проведения Евро-2012 уберем, поскольку для горожан и имеющихся вполне хватает. И тут вопрос еще в том, матчи каких команд будет принимать Днепропетровск. Если это будут Италия, Голландия или Германия, то с ними приезжает очень много болельщиков, которые обычно надолго остаются с командой в городе. И в таком случае фан-зон потребуется больше. А если мы будет принимать Турцию, Хорватию или любую другую аналогичную команду, то болельщиков приезжает меньше и постоянно происходит их ротация. А значит, и соответствующей инфраструктуры потребуется меньше. Это выяснится за полгода до Евро, и такого временного запаса вполне хватит для того, чтобы подготовиться.

— Чем планируется занимать досуг приехавших на матчи болельщиков, поскольку они в городе будут проводить от суток до полутора чистого времени? Предусмотрены ли какие-то экскурсии, разрабатываются ли так называемые маршруты «туризма выходного дня» и т. д.?

— Уже вовсю разрабатываются программы занятия их досуга. Тут возможны экскурсии и в Петриковку, и в Запорожье, на Хортицу, возможно, с ночевкой. Будут также организованы поездки в Крым, с проживанием в Алуште (3 дня и 2 ночи), с купанием в Черном море и экскурсиями по крымским дворцам и достопримечательностям. В Бердянск (2 дня и ночь) тур будет гораздо дешевле. Естественно, будут задействованы турбазы на Самаре и Орели. Кроме того, в самом Днепропетровске будет возведен на Красном Камне аквапарк.

Кстати, землю под такие сооружения решено отводить не через аукционы, а через конкурс среди инвесторов. Строительством будут заниматься иностранные компании из Германии или Испании. У них большой опыт в этом деле. Окупаемость таких объектов от 10 до 15 лет, и украинским компаниям такое пока не по плечу.

— Уже сегодня город задыхается от автомобильных пробок. Потерять в них 30-40 минут времени в часы пик — обычное явление, а самый скоростной вид транспорта в центре — трамвай или пешие походы. За эти четыре года количество машин на улицах Днепропетровска как минимум удвоится, если не утроится. Как городские власти намерены решать эту проблему?

— Дело в том, что пробки на улицах европейцев не пугают, они к ним привыкли. Гораздо больше инспекторов УЕФА нервируют наши водители, их стиль вождения, парковки вдоль улиц, то, что не всегда водители пропускают машины скорой помощи, организованные колонны...

Поэтому на всех маршрутах, ведущих к стадиону, парковки будут вообще запрещены. Горожане в этот период будут парковаться на прилегающих к этим магистралям улицах или на платных парковках. Одна из них будет организована возле самого стадиона, на территории, которую под эти нужды выделила воинская часть.

Составлена так называемая «карта дорог» на этот период. Конечно, неудобства для местных автомобилистов будут. Но три недели, а фактически даже меньше, придется потерпеть.

— По Киевской трассе отселяют много людей в связи с реконструкцией к Евро-2012. Будут ли им выплачены компенсации? Какие проблемные вопросы еще остались?

— Исторически сложилось так, что все крупные города страны имеют окружные дороги. В Днепропетровске ее нет. И более того, построить ее непосредственно вокруг города невозможно из-за особенностей конфигурации Днепропетровска. Есть проект строительства съезда с Кайдацкого моста с выходом на проспект Петровского. Но в этом году денег на него не выделили. Будет ли он реализован до Евро-2012 — пока сказать трудно. Что же касается расширения Киевской трассы и, соответственно, отселения людей из частного сектора, подлежащего сносу, то все вопросы по компенсациям людям и строительству жилья уже решаются. На Красном Камне строится один высотный дом с двух- и трехкомнатными квартирами, на Парусе — еще два дома с одно- и двухкомнатными квартирами. Этого хватит на всех отселяемых.