×
СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ
ПОЛИТИКА
ПЕРСОНА
ПРОБЛЕМА
ПАМЯТЬ
ДЕЛО
ДОСУГ
РЕГИОН
МНЕНИЕ
СКАЗОЧКА
ИСТОРИЯ И Я
TV-ART
ИЗ СТРАНСТВИЙ
СТИЛЬ
ЗВЕЗДНЫЕ ЗАБАВЫ
ЗДОРОВАЯ ЖИЗНЬ
ЖИЗНЬ ВОКРУГ НАС
ТАКОВА ЖИЗНЬ
СПОРТ
КРИМИНАЛ
КОНСУЛЬТАЦИИ
КОНКУРС
ЮБИЛЕЙ
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО УКРАИНЕ
РЕКЛАМА
Календарь новостей

Реклама
регион
19.09.2008 13:56

Блеск, нищета и отпавшая буква «о»

Первое, чем встречает путешественника Сумщина,— это указатель на границе с Полтавской областью, который гласит, что вы въезжаете в «Сумську бласть». И бесконечная череда берез вдоль трассы — они признак влажности и близости России (когда-то в этих краях и проходила граница между Речью Посполитой и Россией). Однако Сумщина — это все же Украина: колоритная, насыщенная, своеобразная. Хотя, путешествуя по этому краю, не раз пришлось задуматься, что же означает эта отвалившаяся «о»? Это досадное недоразумение, мелкий недосмотр или своеобразная топографическая тайнопись, обозначающая круг проблем, замкнутое кольцо социально острых вопросов? Или сквозь этот бублик, как в прицел, нужно смотреть только на положительные стороны (которых много, которые есть) и не замечать бед и недоработок, которые, без сомнения, решаются и будут решаться? Но, обо всем по порядку…
По утверждениям историков, поселения на этих землях появились в Х столетии, когда киевский князь Владимир Святославович основал тут ряд пограничных крепостей, которые защищали Киевскую Русь от нападений кочевников с Дикого поля. Тогда возникли такие города, как Путивль, Ромны. К слову, раскопки в районе последнего дали название целой археологической эпохе. Город Ромны долгое время оставался важным культурным и экономическим центром Украины. Роменская Иллинская ярмарка играла важную роль в европейской торговле и была второй по значению в Российской империи. Важная историческая роль принадлежит и городу Глухову — старинной гетманской столице.

Но времена меняются. На память о славных эпохах остаются краеведческие, научные и художественные музеи в Сумах, Ромнах, Путивле, Глухове, Лебедине. А наш технологический век, тесно связанный с развитием промышленности, диктует новый ритм и новые цели. Самую блестящую свою пору Сумы переживали в 80-х годах прошлого столетия, когда было принято решение о строительстве газоперекачивающих агрегатов. Тогда город принимал до тысячи молодых специалистов в год. Расширению промышленности сопутствовало и развитие социальной сферы, много инвестиций было привлечено и в строительство областного центра. Крах Советского Союза негативно сказался на этих тенденциях. 17 лет независимости оказались нелегким периодом, но руководству области и областного центра очень хочется верить, что особенно темно бывает перед рассветом.

У губернатора Сумщины Николая Лаврика достаточно оптимистические взгляды на будущее. Несмотря на то, что регион находится на отшибе транспортных магистралей, малопривлекательный для туристического бизнеса и слабый в сельскохозяйственном плане (5 районов области считаются депрессивными и требуют большого инвестиционного вложения), все же не стоит забывать, что Сумская область — это многоотраслевой комплекс, который объединяет больше 270 больших и средних предприятий. Сумщина — лидер машиностроения и металлообработки, топливной, пищевой и химической промышленности. Здесь действуют такие индустриальные гиганты, как «Мотордеталь-Конотоп», завод им. Фрунзе, «Насосэнергомаш», «Шосткинский мясокомбинат», «Сумыхимпром». Кстати, в декабре будущего года сумской «химпром» отпразднует свой юбилей — 55 лет.

От общего — к частностям. Сложной и специфической жизнью кипит и областной центр — Сумы. Как рассказывает городской голова Геннадий Минаев (надо отметить, уникальный человек, так как пришел в мэрию прямо с баррикад, сразу после «помаранчевой революции»), административный центр с населением 274 тысячи человек не застыл, он бурлит и кипит. Например, в минувшем году был разработан Стратегический план экономического развития города и определены три основных приоритета деятельности: развитие коммунальной инфраструктуры, привлечение инвестиций в строительство жилья, развитие малого и среднего бизнеса. Коммунальная сфера — больной вопрос для города. Ежегодно останавливается 50-60 лифтов из 1108 существующих, и трудно находить средства для их ремонта.

Активно возводятся новые дома. Сейчас в центре Сум достаточно много строительных площадок. Это позитивные тенденции, когда частный капитал начинает вкладывать деньги в недвижимость: строятся отели, ресторанные комплексы, развлекательные и торговые центры.
Большой и серьезной проблемой являются дороги. Но их все же ремонтируют. И они, надо отметить, если не идеальны, то, по крайней мере, в удовлетворительном состоянии. За последние два с половиной года сумма финансирования ремонта дорожного покрытия выросла на 30%.

Кстати, особенность, которая приятно радует,— цены в общественном транспорте. Трамвая в Сумах нет, а вот проезд в троллейбусе с октября этого года составит 70 копеек. А до того билетик стоил 60 копеек, что очень непривычно после днепропетровской гривни.

Самый провокационный вопрос для представителей областных властей — какой отпечаток накладывает на них то, что Сумщина является малой родиной нашего Президента, как это сказывается на их деятельности?

И Геннадий Минаев, и Николай Лаврик искренне сознаются — для них это большая ответственность. То, что Виктор Ющенко родился на Сумщине, не сделало эту область «любимицей», хотя и особой предвзятости к себе никто тоже не чувствует. Просто руководители города и области испытывают нормальное человеческое желание быть если не лучшими, то достойными.

Та же ситуация и в Недригайловской районе, где расположено село Хорунживка: это типичный аграрный район с богатыми земельными ресурсами, который прославился как родина Президента и … памятником мамонту! Но это уже совсем другая история.

 
Марина Антонова (Продолжение темы читайте в следующем номере)


Украинский портАлРейтинг@Mail.ruSpyLOGRated by MyTOPКаталог-Молдова - Ranker, StatisticsУкраина онлайнКаталог Ресурсов ИнтернетСлуга Народу