О нем спето песен не меньше, чем о нашем славном Днепре. Дунай является крупнейшей рекой Центральной и Юго-Восточной Европы, протекает по территории 10 государств. Среди них и частичка юга Украины — Бессарабия.

Почему-то все стремятся побывать за границей, чтобы отдохнуть и увидеть мир. Однако в Украине существует множество уголков, которые способны поражать своей самобытностью, ярким историческим прошлым, природными красотами и попросту чистым воздухом и голубым небом. Одной из таких жемчужин является Бессарабия, в которой мы смогли побывать вместе с представителями Украинского журналистского фонда в рамках ежегодной акции «Украина глазами редактора».

Жизнь этой южной земли неразрывно связана с художником — Дунаем. Благодаря его кисти дельта реки вполне может побороться с нашими днепровскими красотами, а увенчанный сединами истории город Измаил не уступит казацкому прошлому Запорожского края. Нынешняя Бессарабия граничит с Румынией и Молдовой, а в былые времена она являлась спорной территорией (Турция и Россия в 3-х войнах стремились обладать ею), на которой сменялись один за другим правители.

Сегодня путника встречают здесь бескрайние скатерти пшеницы и ячменя с красными маковыми узорами, колоритные домики южан, скрытые под буйной зеленью винограда, черешен, и, конечно же, быстрые воды Дуная. На его берегах много лет ведет свою особую жизнь еще с сохранившимся старообрядческим укладом село Вилково, так называемая украинская Венеция, как окрестил его бывавший здесь Булат Окуджава.

Село находится в самом устье Дуная, где река, разделяясь на множество рукавов, впадает в Черное море. Здесь расположен Дунайский биосферный заповедник с огромным количеством редких животных и птиц. Да и само Вилково по праву можно назвать заповедником. Только здесь живут старообрядцы-липоване, предки которых, не смирившись с никонианской реформой вероисповедания, облюбовали эти края. А название «липоване» пошло от Филиппа Васильева, приведшего их на место нынешнего Вилково. В селе есть две старообрядческие церкви, сохранилось много культурных и религиозных традиций. Проживают в нем 9,5 тыс. человек, и у большинства взрослого населения имеется экологически чистый вид транспорта — просмоленная деревянная лодка, заменяющая маршрутки и автомобили.

Но главным достоянием Вилково являются ереки. Каналы, поделившие село вдоль и поперек, не позволяют Дунай во время разлива подтапливать жилища. Так что увидеть пешеходную дорожку нам так и не довелось. Путешествовать по селу пришлось по проложенным помостам в две доски и мостикам, соединяющим улицы.

Чтобы дома уберечь от сырости, стены делают из камыша, а основание жилища засыпают ракушками. Даже пользу извлекают из проживания на воде: чистят каналы и питательным илом удобряют землю. Так что клубника, черешни и вино в Вилково — вкуснейшие.

Для желающих отдохнуть, полюбоваться красотами и приобщиться к истории здесь создан туристический центр «Пеликан». И хоть зеленый туризм в этих краях только начинает развиваться, такие почти не тронутые урбанизацией и последствиями цивилизации места особенно ценны для приезжих.

Одесская область, в территориальном подчинении которой находится второй по размерам город Измаил, имеет большую протяженность. И преимущественно ее территория занята земледелием. Южные грунты, хоть и отличаются от нашего чернозема, в умелых руках дают большие урожаи зерновых культур, фруктов и винограда. Об этом нам рассказал председатель правления закрытого акционерного общества «Свобода» Владимир Выдобора, который считает, что «львиная доля успеха агрария зависит от организации орошения земель». Земледелию Владимир Денисович посвятил не один десяток лет. Сегодня он — герой Украины, руководитель успешного агропредприятия. А в 1983 году ему пришлось принимать в «подарок» самое отсталое хозяйство области — совхоз им. Калинина, входивший в объединение «Измаилплодовощхоз», которое обеспечивало нужды консервного завода. В результате совхоз стал передовым, а после реформирования сельского хозяйства превратился в ЗАО с 555 акционерами-пайщиками. На землях Измаильского района «Свобода» уже почти 10 лет занимается растениеводством и животноводством. В хозяйстве имеется 4,5 тысячи свиней, мясо которых поставляется на мясокомбинаты области.

А основными «кормильцами» города, конечно, являются два градообразующих предприятия — Измаильский морской торговый порт и Украинское дунайское пароходство. Порт вообще можно назвать отдельным государством: в нем давно сложились свои традиции, социальная и производственная инфраструктуры, а территория похожа на маленький городок, ухоженный и благоустроенный. На предприятии, по словам Валерия Корнеева, референта начальника порта, работает пекарня, обеспечивающая коллектив хлебом и выпечкой, имеется небольшой швейный цех. В комфортабельном медпункте можно получить не только первую помощь, но пройти обследование и лечение. Днем рабочим обеспечено бесплатное питание. Кроме этого, здесь трудоустраивают инвалидов (в порту их около 100 человек) и опекают пенсионеров порта. Портовики имеют свою базу отдыха, детсад, ресторан и спорткомплекс. Расположена здесь и часовня Николая-чудотворца — покровителя моряков. Под опекой порта находится также морской вокзал Измаила.

Как рассказал нам заместитель начальника порта по эксплуатации Вячеслав Селезнев, у них за год проходит до 7 млн тонн грузов. Это государственное предприятие, и его руководство «не считает, что приватизация — панацея от всех бед».

На сегодняшний день измаильцы входят в первую пятерку портов Украины, а на Дунае с большими мощностями работает только порт Рени. Доказательством значимости Измаильского морского является тот факт, что ежегодные отчисления в казну города составляют около 12 млн грн, трудоустроено 2,5 тыс. человек.

У портовиков, конечно, есть и проблемы. Например, таможенные пошлины соседних государств. Кроме этого, существующие мощности не задействованы на полную силу из-за одностороннего железнодорожного сообщения и состояния путей, что ограничивает количество вагонов и скорость передвижения. А значит, и грузооборот.

Украинское дунайское пароходство обеспечивает работой почти 5,5 тыс. человек и является одной из крупнейших судоходных компаний Украины и придунайского региона. Предприятием осуществляются транспортные морские, океанские и смешанные, типа «река-море», а также пассажирские перевозки. В минувшем году было перевезено 5,6 млн тонн грузов и более 32 тыс. пассажиров.

Любой приезжающий в Измаил сразу замечает новое здание головного офиса компании: это самое высокое сооружение в городе. Сегодня коллектив ОАО «УДП» приумножает свои кадры. В 2007 году было подготовлено более 9 тыс. специалистов. Вместе с этим он опекает социальную сферу (имеет 2 детсада, библиотеку, спорткомплексы и стадион, клуб моряков и базу отдыха на Черном море) и свято чтит свою историю, страницы которой собраны в музее пароходства.

Сам же город не может похвастаться высотками. Жилой фонд Измаила состоит преимущественно из 5-этажек. Из-за непосредственной близости гор он находится в сейсмически активной зоне, и порой Измаил прилично «трясет». Однако этот факт никоим образом не уменьшает привлекательности города, который может гордиться своей чистотой и зеленью, цветочным убранством улиц, памятниками истории и архитектуры. Прежде всего, это территория бывшей крепости Измаил, которую штурмом взяли русские войска под руководством Александра Суворова и украинские казаки, а также множество памятников, музеев и храмов города, жемчужиной среди которых является Свято-Покровский собор. История города-порта связана с судоходством и торговлей, здесь переплелись многие культуры, религии, национальности. Однако статусом города Измаил обязан генерал-майору Сергею Тучкову, который обустраивал и заселял предместья крепости.

Население Измаила составляет 83 тысячи человек — почти 30 национальностей. Как и раньше, его жизнь связана с транспортными магистралями. Базовой основой экономики является Измаильский транспортный узел, включающий в себя водный, автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт. Здесь развита сеть учебных заведений: 5 вузов, целый ряд ПТУ и техникумов.

Сегодня Измаил продолжает развиваться и расширять свою социальную и экономическую инфраструктуры. Как рассказал нам городской голова Георгий Дубенко, на завершающем этапе находится стратегическая программа развития города, в которой приоритеты отданы сотрудничеству бизнеса, населения и власти. Особое внимание уделяется развитию предпринимательства. В составе депутатского корпуса 50 народных избранников, а политическое большинство принадлежит Партии регионов (27 человек). Будни и проблемы Измаила схожи с заботами других украинских городов: государственные дотации, очередь на жилье, поднятие коммунальных тарифов, долги населения за коммунальные услуги и многое другое.

Тем не менее, его жители о своих проблемах поведают вам в шутку и, скорее, расскажут туристу о том, что их город славится дунайской селедкой или прелестью экзотических деревьев в их парках. Поведут посмотреть Диораму штурма крепости Измаил или к памятнику Суворову. Такой уж характер у бессарабских южан, живущих в городе солнца и дунайских волн.