Этот вопрос становится риторическим, как только видишь ценники на заправках. Учитывая, что альтернативное топливо давно использует Америка и вся Европа, Украина не замечает своей выгоды в его производстве. Или не хочет замечать?

Подчеркнем, что энергетический вопрос касается не только топлива для транспорта. В условиях постоянного подорожания газа и угля на «передовую» выходят солома, шелуха от семечек, энергия ветра и солнца. И даже навоз.

По данным Национальной академии энергорынков, общий потенциал биомассы (солома, стебли сельхозкультур, отходы древесины) в Украине позволяет получать ежегодно около 23 млн тонн условного топлива (а это почти 20% традиционных энергоносителей). Однако оно сегодня почти не используется. Это касается и биодизеля.

О причинах сложившейся ситуации нам сообщил главный специалист по альтернативным видам топлива департамента промтехобеспечения Министерства АПК Украины Виктор Тимощук. По его информации, у нас действительно существует огромные возможности для производства биоэтанола и биодизеля. Так, согласно соответствующему постановлению Кабмина 2007 г., для этих нужд будут использоваться 12 государственных спиртзаводов. Также понадобится перепрофилировать предприятия, мощности которых используются лишь на 50%. В этом случае есть перспективы для выращивания сахарной свеклы, ведь ее площади стремительными темпами сокращаются по всей Украине.

Даже при наличии нынешних сырьевых ресурсов мы способны производить более 1 млн тонн биоэтанола, из них 218 тысяч — за счет мелясы, а остальные 782 тысячи — из зерна кукурузы в объеме 3,2 млн тонн. При этом себестоимость биоэтанола из зерна кукурузы составляет около 3 грн/л, а из сахарного сиропа — около 2,6 грн/л.

Что касается биодизеля, пока его невыгодно производить. По той причине, что его себестоимость пока превышает цену дизтоплива. Сегодня агропредприятия только продают выращенный рапс (2,5-3 тыс. грн/т) и на эти деньги закупают дизель. Они не хотят приобретать дорогостоящую установку, потому что не знают, будет ли она рентабельной. Предприятиям-переработчикам (тем же спиртзаводам) производить биодизель тоже невыгодно. На внутреннем рынке цены выросли в силу спроса европейских потребителей — на сегодня уже скуплено более 900 тыс. тонн. И пока себестоимость биодизеля составляет примерно 8-11 грн/литр.

Таким образом, этот вид топлива будет рентабельным для переработчика, имеющего большие производственные мощности и свою аграрную базу.

В аграрном министерстве признают, что даже при наличии сырьевой базы, реализации многих бизнеспроектов, в том числе с участием иностранных инвесторов, остаются актуальными вопросы рентабельности производства биодизеля в нашей стране и его качества.

По информации, предоставленной Виктором Тимощуком, тормозит освоение альтернативных видов топлива не отвечающая стратегии ЕС энергетическая политика, недостаточный уровень инвестиций и неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие координации и достаточного уровня финансирования научно-исследовательских работ, монополизация отечественного энергорынка и пр.

Выходом из ситуации в Министерстве усматривают принятие целого ряда документов, создание профильных советов, изучение опыта и пр. Однако, как оказалось, законов и подзаконных актов, касающихся развития биотоплива, за многие годы в стране создано немало. Однако это никак не повлияло на изменения к лучшему. Например, с 2000 года «для законодательного обеспечения производства биотоплива» приняты:
— закон Украины «Об альтернативных видах жидкого и газового топлива» (14.01.2000 г.);
— указ Президента Украины «О мероприятиях по развитию производства топлива из биологического сырья» (26.09.2003 г.);
— постановление Кабмина «Об утверждении Программы развития производства дизельного биотоплива» (22.12.2006 г.);
— постановление Кабмина «Об утверждении программы «Этанол» (04.07.2000 г.);
— постановление Кабмина «Об утверждении перечней предприятий со всеми стадиями технологического процесса по производству нефтепродуктов, имеющих право производить бензины моторные смесевые на основе биоэтанола, и госспиртзаводов, имеющих право на производство биоэтанола» (05.12.2007 г.);
— постановление Кабмина «О порядке выдачи свидетельства о принадлежности топлива к альтернативному» (05.10.2004 г.).

Кроме этого, в минувшем году Верховная Рада приняла закон «О развитии производства и потребления биотоплив», а сегодня отрабатывается проект закона «О содействии использованию биологических видов топлива».

Перечень внушительный. Так нужно ли к нему еще добавлять пункты?! Или лучше существующие сделать жизнеспособными, чтобы вся наработанная база не выглядела фантазиями на тему «Было бы неплохо, если бы…» Поможет и простое дотирование производителей, а также предоставление им налоговых и других льгот. Кроме этого, можно ввести практику государственного беспроцентного кредитования на приобретение установок по переработке сырья. Одного этого будет достаточно, чтобы привлечь агрария к производству биотоплива для собственных нужд и не отпугивать отечественных и иностранных инвесторов.

Вспомним о принятом в июне 2007 года законопроекте о переходе к 2010 году всего транспорта украинских городов с населением больше 500 тысяч человек на биотопливо. Для этого было запланировано строительство 20 специализированных заводов. Под действие закона подпадали города Киев, Донецк, Харьков, Одесса, Запорожье, Львов, Николаев, Днепропетровск и Кривой Рог. Однако и закон, и заводы существуют сегодня лишь на бумаге.

Иногда к теме альтернативного топлива, позабыв о своих распрях, возвращаются парламентарии. В конце 2007 года в Верховную Раду был подан законопроект партийцами от БЮТ. В нем предлагается ввести налоговые льготы для производителей биологических видов топлива (биоэтанол, биодизель, биогаз и биоводород). А именно: до 2018 года отменить налог на прибыль, до января 2013 года — налог на ввоз сырья и оборудования. Производителей биодизеля могут освободить от уплаты акцизного сбора, а на моторные смеси снизить его на 5 евро за каждый процент содержания биотоплива. Сейчас ставка акциза на бензин, используемый для моторных смесей, составляет 30 евро/т. В случае принятия законопроекта себестоимость производства биотоплива и биоэтанола будет в среднем на 30-40% меньше, чем бензина.

Недавно и в правительстве собрались понижать ввозную пошлину на нефтепродукты, взяться за идею резервного фонда и самим делать биотопливо. Все потому, что бензин и дизель подскакивали к 6-гривневой отметке и уже перевалили через нее. А если бы этого не произошло, кто бы вспомнил о наших потенциалах?

В Украине, превратившейся в сырьевой придаток европейских стран, рапс становится очень популярным у фермеров. В нашей области его посевы за несколько последних лет значительно выросли. По стране в прошлом году посеяно 1,4 млн га озимого рапса. И почти все урожаи выкупаются странами Евросоюза.

Хотя для них уже и этого недостаточно. Европа, у которой практически нет свободных земель, смотрит на наши черноземы с большим интересом. В минувшем году немецкие производители биотоплива начали переговоры об аренде сельскохозяйственных земель, чтобы обеспечить себя сырьем в долгосрочной перспективе. По словам главы Ассоциации производства возобновляемого топлива Питера Шрума, цена вопроса составляла 50 тыс. га земли. В Днепропетровскую область также приезжала делегация немецких бизнесменов с предложением инвестировать в строительство в нашем регионе завода по производству биодизеля.

Из проявлений такого интереса напрашивается вывод: если не можем обрабатывать землю для себя, будем это делать для других. А те же немцы с удовольствием продадут нам биодизель из дешевого рапса, выращенного на наших полях и переработанного на заводе, построенном нашими руками и не за европейские зарплаты. Кроме того, они не будут зависеть от цен, установленных украинскими производителями и экспортных квот на зерно.

Впрочем, мы можем не бояться, что рапс заполонит поля и вытеснит другие культуры. Аграрные возможности в Украине до сих пор используются на 25%. Вопрос лишь в том, кто и для кого станет выращивать рапс на незанятых черноземах.

Перспектива того, что заказчиками рапсовых посевов станут украинские предприятия, весьма призрачна. Причина в том, что законодательно вопросы производства биотоплива до сих пор не урегулированы, несмотря на количество документации. Взять хотя бы налоговые льготы или отсутствие ГОСТов.

А в доказательство всего вышесказанного добавим, что в каждом районном управлении сельского хозяйства Днепропетровской области, куда за информацией о производителях биодизеля обращалась корреспондент «Днепровки», нам в основном отвечали, что таковых не имеется. Правда, начальник Васильковского управления Михаил Коробка рассказал о том, что в районе есть производитель биотоплива — фермерское хозяйство «Свитанок», но сейчас оно этим не занимается, так как установка примитивная, качество биодизеля низкое, из-за чего выходила из строя топливная аппаратура техники.

А начальник управления в Синельниковском районе Николай Малюков сообщил, что перспектива есть у предприятия «АгроцентрК», которое ремонтирует помещения и завозит оборудование. В Широковском районе местные хозяйственники также хотели заняться этим бизнесом. Как рассказал нам замначальника сельхозуправления Сергей Присяжный, были попытки взять беспроцентный кредит под государственную программу. Однако к производству так никто и не приступил. Даже в Апостоловском районе начатое с 2007 года строительство биодизельной установки (об этом широко сообщалось в СМИ) сегодня заморожено. По словам начальника сельхозуправления Александра Горбунова, возникли сложности, связанные с дороговизной сырья и монтажом оборудования. Так что наше стремление побывать хотя бы на одном биодизельном производстве так и не увенчалось успехом.

Справка:

По состоянию на 1 января 2008 года, в Украине насчитывалось 50 небольших предприятий по производству биодизеля, которые произвели 20 тыс. тонн топлива для собственных нужд.

Украина имеет достаточные мощности для переработки рапса и получения масла в количестве более 7 млн тонн.