Цель аферистов — получить ваши «кровные». И, по возможности, ничего не дать взамен. Иногда вам могут предложить неликвидный товар или откровенную подделку. Но «вершиной» жульничества считается получение денег «из воздуха», то есть таким хитрым способом, когда обманутые остаются и без финансов, и без товара… А если при этом еще и виноватых нет возможности отыскать — совсем хорошо. Правда, не для кошелька обманутого.

Новый вид «развода», который аферисты разных мастей активно используют в настоящее время, это так называемый «почтовый развод». При этом искатели легкой наживы не скупятся на дорогую полиграфию, множество переливающихся голограмм, цветные каталоги и брошюры. Все это преследует явную цель — убедить читающего, что контора серьезная, доверять ей можно. Рассеянное внимание обывателя, ослепленного цветной мишурой содержимого конверта, мешает сообразить самое главное, что вместо обратного адреса «солидная контора» проставила какой-то безликий абонентский ящик. А ведь, как известно, этот ящик нельзя пригласить в суд, если он не выполнит своих обещаний и не пришлет в обмен на 200-грн заказ долгожданную, но совсем ненужную кофемолку и упоминаемый в рекламе миллион с автомобилем в придачу!
Кстати, зачастую аферисты «подписывают» такие конверты названием солидных фирм или организаций (название, о котором можно сказать «о, это что-то знакомое!», почему-то особенно внушает доверие), которые, как впоследствии становится известно, никогда не проводили розыгрышей денежных призов, а тем более не вели подобную переписку.

И опять же — цветные вкладыши с золотым напылением, разноцветные буклеты. Не надо тешить себя иллюзией, что это может быть показателем надежности. Простая математика: даже если на такое письмо своим денежным переводом отзовется хотя бы один из тысячи «победителей», то услуги типографии будут окуплены.

Зачастую аферисты ведут себя и как опытные психологи — ведь их письмо адресовано именно ВАМ, на ваш адрес, на ваше имя. И опять же, не счастливая случайность закинула такое письмецо в ваш почтовый ящик. Это не розыгрыш, о котором вы случайно забыли, но оставляли там когда-то свои данные. Все гораздо проще — такие данные есть в любом адресном справочнике.

Еще одна новинка — телевизионный развод. Различные подобные программы просто заполонили дневной эфир. Симпатичная девушка, очень опечаленная вашей пассивностью (как же — такие деньги на кону?!), предлагает разгадать несложный вопрос, с которым мог бы справиться и ребенок — переставь спичку в уравнении, чтобы правая часть равнялась левой; составь слово из перемешанных букв, позвони по телефону 8-800… и назови правильный ответ. Разыгрываются суммы немаленькие — счастливец может унести до тысячи гривень, а может, и больше, а стоимость звонка всего 5 гривень. Вроде бы все честно.

Вы попробуете дозвониться и обнаружите, что номер хронически занят, и после нескольких попыток оставите это бесполезное занятие. Сюрприз будет ожидать в конце месяца — счет за телефон с новой, ранее не известной графой «Услуги аудиотекст» и стоимостью 5, 10, 15 грн — сколько раз пытались дозвониться. За что же насчитали эти деньги? Вы ведь ни с кем не разговаривали, а за саму попытку позвонить денег не берут. В телефонной компании могут пояснить, что жалобы такого рода для них не новость, но, по их данным, соединение все-таки происходит. Видимо, на другом конце был подключен запрограммированный автоответчик, передающий вам запись «занято».

Искать правды у телеканала тоже не имеет смысла, так как, скорее всего, там вам пояснят, что к этой афере не имеют никакого отношения, так как эфирное время под передачу сдается какой-то другой организации…

И последний «развод» в череде тех, которые предполагают использование новейших техсредств. Владельцы мобильных телефонов за многие годы уже наконец-то уяснили, что номер скетч-карты сообщать никому нельзя и что ни одна компания не проводит розыгрышей в обмен на номер карточки пополнения. Но теперь появилась еще одна афера, рассчитанная на самых жалостливых владельцев мобильников. Схема проста — с незнакомого номера вам приходит sms с текстом «Я в беде. Срочно кинь 10 грн на телефон. Потом перезвоню». Авторы посланий рассчитывают на доверие своих жертв. Люди, получившие «призывы о помощи», думают, что человек на самом деле в беде и второпях ошибся номером, и кладут на телефон «просящего» иногда 50, а то и 100 грн.

Столкнувшись с подобной ситуацией, нужно помнить — аферы разрабатываются хорошими психологами и тонкими стратегами, которых потом будет практически невозможно найти. Согласны ли вы оплатить их незаурядные способности своими «кровными»?