Наша встреча с председателем Амур-Нижнеднепровского райсовета, кандидатом на пост городского головы Днепропетровска Андреем Бижко состоялась как раз в один из дней, когда, «как всегда неожиданно», пришла зима. Из-за обильного снегопада практически остановилось движение, и добираться с правого берега на левый пришлось на такси. Водитель рассказал, что во время январской непогоды, когда в Днепропетровске все движение было парализовано, ему довелось побывать в Запорожье. «Там все улицы вычищены, на дорогах — ни пробок, ни заторов! А вернулся в Днепропетровск, так с «Тополя» до тупика 8-го трамвая два часа пришлось добираться!» — возмущался таксист. Поэтому и разговор с Бижко начался с коммунальных проблем.

— Андрей Александрович, раз уж погода «подсказывает», давайте и начнем наш разговор с коммунального хозяйства. У Вас есть рецепты по выводу его из кризиса?
— Я 17 лет работаю в городском хозяйстве на уровне района, из них 7 — председателем районного совета, возглавляю район, в котором проживают более 160 тысяч человек, то есть больше, чем во многих городах нашей области. Накоплен немалый опыт, и мне есть что предложить своим избирателям. В коммунальной сфере все вокруг только и говорят — реформы, реформы. Знаете, что напоминает мне коммунальная реформа в Днепропетровске? Горбачевскую перестройку — все об этом говорят, но никто толком не знает, что надо делать. Принимаются какие-то обширные программы, назначаются ответственные лица, задумываются и проводятся какие-то эксперименты: то демонополизация, то переход на новые формы расчетов, то привлечение частников. А в результате вся эта говорильня только и сводится к регулярным повышениям тарифов, а отрасль оказалась на грани не то что банкротства — краха! И, пока высокие городские начальники рассуждают о реформах, коммунальное хозяйство вот-вот полностью развалится! И масштабы трагедии, которая произошла недавно в 120-тысячном Алчевске, будут куда более скромными по сравнению с катастрофой, которая может в любой момент нагрянуть в миллионный Днепропетровск!
А что происходит на самом деле? Я согласен с коммунальниками — ныне действующие тарифы не покрывают даже себестоимости услуг, которые они предоставляют населению. А с другой стороны — любое повышение тарифов больно бьет по карманам горожан. Получается эдакая ценовая вилка, круг, из которого никак не могут выбраться городские власти. А выход один — основную массу расходов на содержание всей коммунальной сферы должны нести не горожане, а бюджет Днепропетровска. При этом городской совет и его исполком берут под особый контроль качество выполняемых работ и предоставляемых услуг — раз мы платим, мы и спрашиваем — куда и как ушли деньги города? И не верьте, когда говорят, что такая система нежизнеспособна — ведь работали мы по такой схеме в советские времена, и нареканий на коммунальников было куда как меньше! А ЖЭКам, например, надо дать возможность самостоятельно зарабатывать средства за счет параллельных услуг: открытия платных парковок на своей территории, оказание дополнительных услуг населению. Когда нам меняют дома вентиль или проводку, мы ведь платим за это мастеру или слесарю! Надо сделать так, чтобы эти деньги шли на счет коммунального предприятия, а не в карман «дяде Ивану»!
— Вы по специальности — строитель. Наверняка у Вас есть свои соображения и по строительству в Днепропетровске?
— Соображения есть, вот только строительства на сегодняшний момент в городе нет. Я не считаю градостроительством, когда в Днепропетровске возводится только элитное жилье, цена которого вообще недоступна рядовому горожанину. Это — не строительство! А в то же время, еще с 80-х годов существует квартирная очередь, люди десятилетиями ждут жилья, некоторые его не дожидаются — умирают. Разве это нормально? Разве кто-то отменял жилищные очереди? Я же уверен, что срочно необходимо возобновить строительство социального жилья, недорогого, доступного для большинства днепропетровцев, а для льготников — бесплатного. Нынешние городские власти этим почему-то не занимаются, за последние 7 лет построен … 1 дом! Это что — насмешка над горожанами, неужели только это заслужил миллионный город? Как строитель, я пригласил специалистов, и мы разработали программу строительства социального жилья в Днепропетровске. В год можно сдавать в эксплуатацию минимум 1000 квартир, и это только начало — в дальнейшем можно строить и по 2, и по 3 тысячи. Финансироваться такое строительство должно из городского бюджета. Люди, десятилетиями стоящие в очередях, работали на благо города и страны, и святая обязанность городской власти — вернуть людям этот долг!
— И снова — «наболевший», особенно в нынешнюю непогоду, вопрос. Как-то мне довелось побывать в Киеве, так там говорят, что таких пробок, как в Днепропетровске, нет даже в трехмиллионной столице…
— Согласен, в Киеве порядка на дорогах больше. А знаете почему? Там городские власти не самоустранились от решения «пробочных» проблем, а наоборот, взялись их «разруливать». Посмотрите — на Крещатике движение транспорта ограничено! А у нас наоборот — по проспекту Карла Маркса движение машин мне иногда напоминает школьные годы, когда мы учили понятие «броуновское движение», то есть кто как хочет и куда хочет, туда и едет. Считаю, что пришло время всерьез заняться этой проблемой: запретить движение отдельных видов транспорта по проспекту Карла Маркса, ограничить доступ на городские магистрали транзитных большегрузных машин. А еще — навести порядок с парковками. Сейчас они возникают в центре города стихийно, в итоге половина проезжей части оказывается загороженной. В результате — в «часы пик» добраться из одной точки города в другую становится почти неразрешимой проблемой. А ведь для того, чтобы выполнить все названные мной мероприятия по наведению порядка, особых затрат из бюджета не надо! Наоборот, как я уже говорил — перенесем парковки вглубь кварталов, на территории ЖЭКов, и наши коммунальники лишнюю копейку на развитие своей отрасли получат. Неужели это так сложно? Кстати, несколько лет назад нынешние городские власти попытались запретить движение автотранспорта по проспекту Карла Маркса, а что из этого вышло? Владельцы маршрутных такси «надавили» на горисполком, и мэрия отступила. Тогда скажите — кто контролирует ситуацию в Днепропетровске: законно избранная власть или бизнесмены? Да и вообще, о чем можно говорить, если за последние годы не проложено ни одного метра новых дорог!
— Вот мы и перешли к еще одной проблеме Днепропетровска — транспортной…
— Сегодня маршрутные такси почти полностью монополизировали рынок пассажирских перевозок. И для этого есть все основания: за 7 лет городские власти не удосужились проложить ни одной новой трамвайной или троллейбусной линии, приобретено всего 4 троллейбуса, состояние подвижного состава электротранспорта не выдерживает никакой критики.
(Окончание на стр. 4)
А монополизация рынка маршрутниками привела к закономерному результату — взлету цен. Сегодня тарифы на проезд в маршрутных такси в Днепропетровске — самые высокие в Украине, и рядовой горожанин тратит немалую часть своего семейного бюджета на проезд с работы и на работу. При этом никто не изучал пассажиропотоки, маршрутки ездят непонятно по какому графику, из-за чего пассажирам приходится стоя ездить в микроавтобусах, что не только неудобно, но и опасно, и запрещено законом. Я считаю, что в сфере пассажирских перевозок должен быть рынок, и пассажир должен сам решать, чем ему ехать — то ли большегрузным автобусом или троллейбусом за 50 копеек, то ли маршрутным такси, но чуть подороже. Специалисты должны наконец-то определить, куда и когда едет основная масса горожан и какой вид транспорта наиболее удобен. Городская власть должна повернуться лицом к транспорту, а не пускать этот вопрос на самотек. Основные усилия надо направить на возрождение трамваев и троллейбусов. Да, это обойдется в копеечку, но довольно быстро окупится! Тогда появится рынок, и условия конкуренции, а не монополии, вынудят маршрутников пересмотреть ценовую политику в сторону снижения — за клиента надо бороться!
— Еще одна проблема — медицинская. Как Вы намерены ее решать на посту мэра?
— Я вообще считаю нынешнее положение дел в этой сфере позорным. При госпитализации человек должен за свой счет приобретать медикаменты, вплоть до трубочек для капельниц! Платная медицина, несомненно, имеет право на существование, но лишь как дополнение к бесплатной, социально направленной! А у нас оборудование в большинстве больниц 30-40-летней давности, лекарств нет. В собственности миллионного города нет ни томографа, ни современного реанимобиля — того, без чего современная медицина вообще невозможна! Уверен, медицина должна стать предметом особой заботы городской власти — бюджет должен финансировать обновление оборудования, тот же томограф и реанимобили, приобретение лекарств и строительство новых поликлиник, чтобы «разгрузить» действующие. Это — самая выгодная, если хотите, инвестиция, ибо здоровье горожан — бесценный капитал, и экономить на нем не только нецелесообразно, а преступно!
— А образование?
— Успешно скатываемся к каменному веку. Закрываются школы, а на те, что остаются, выделяются гроши на подготовку к учебному году. Скажите, можно ли на такие деньги сделать мало-мальски приличный ремонт помещения, обновить коммуникации, приобрести современное оборудование? На ремонт однокомнатной квартиры уходит больше, чем школы площадью минимум в 2000 квадратных метров! Я уже не говорю об обеспечении школьников нормальным, полноценным питанием! Вот и имеем систему регулярных родительских «взносов», а, проще говоря, поборов. Ни в коем случае не обвиняю директоров школ — если бы не эти деньги от родителей, школы вообще можно было закрывать «за неимением средств». Сколько уже говорено-переговорено на эту тему, а воз и ныне там — школы как финансировались по остаточному принципу, так и финансируются. Похоже, нынешние власти никак не волнует будущее Днепропетровска, раз у них такое, скажу честно, наплевательское отношение к подрастающему поколению!
— Андрей Александрович! Последние коммунальные «негаразды» в Днепропетровске убедительно показали, что нынешняя городская власть уже сделала все, что могла. А теперь вопрос, который напрашивается сам собой. Вы намерены кардинально решать все проблемы Днепропетровска за счет средств городского бюджета. Но нынешние власти постоянно говорят — там денег мало, ни на что не хватает. Вы знаете, как наполнить бюджет?
— На днях встречался с избирателями, звучал примерно такой же вопрос. Мой главный рецепт — бюджет должен быть социально направлен, это — деньги горожан, а не группы чиновников. И прозрачность при расходовании его средств должна быть абсолютная: ни одна копейка городских денег не уйдет без контроля депутатского корпуса и всех жителей Днепропетровска. Это — реальная экономия, поверьте. А еще — надо научиться привлекать в бюджет дополнительные средства. Заработает муниципальный пассажирский транспорт — пойдут поступления в бюджет. Упорядочим работу маршрутников — это тоже немалые суммы в городскую казну. А сколько денег можно привлечь в бюджет, если упорядочить наружную рекламу или отвод земли коммерческим структурам? Мы подсчитали, что только за счет этих первоочередных мероприятий сможем финансировать и медицину, и жилищное строительство, и сферу образования. Кроме всего, городская власть должна заняться и стратегией развития. Имеется в виду строительство новых предприятий легкой или точной промышленности с привлечением инвесторов. Выделим им землю, освободим на первое время от платы за землю — и появятся новые рабочие места, платежи в городской бюджет, коммунальники будут заинтересованы в строительстве к таким предприятиям новых, качественных коммуникаций.
— Недавно Вы заявили, что Вашу кандидатуру поддерживает Блок Лазаренко…
— Да, я беседовал по телефону с Павлом Ивановичем, и он одобрил основные положения моей программы. Ведь я велосипед не изобретаю, просто хочу, чтобы народные деньги работали на благо народа — то же самое, что созидал 10 лет назад Лазаренко. Тогда мы сможем жить не в «каменном мешке» и в каменном веке, а в нормальном, цивилизованном городе. 26 марта у Днепропетровска есть шанс, и я уверен, что выбор горожан будет правильным,— заканчивает разговор кандидат на пост городского головы Днепропетровска Андрей Александрович Бижко.