С 1-го марта начинает работу новый социальный проект общественной организации «Громадська сила», получивший название «Школьный проездной». Он поможет обеспечить бесплатный проезд почти 3000 детей от 7 до 14 лет из малообеспеченных семей Днепропетровска.

Об этом на минувшей неделе журналистам рассказали лидер этой организации, депутат горсовета от Блока Лазаренко Загид Краснов и управляющий транспортным предприятием «Селеритас» Максим Пальцун.

По их словам, руководители школ предоставят списки детей из малоимущих семей, на которых оформят бесплатный проезд в городских маршрутках. Это примерно 20-25 школьников из каждого учебного заведения, а общее количество составит максимум 3000 детей. Правда, они смогут ездить только в таких маршрутках, на лобовом и боковом стеклах которых размещена эмблема «Громадської сили». Это значит, что данное транспортное предприятие принимает участие в акции и берет расходы на себя.

Как рассказал Максим Пальцун, из-за подорожания дети из малообеспеченных и неблагополучных семей попросту отказались от проезда. А если они вернутся в маршрутки, вряд ли это скажется на общем пассажиропотоке.

Выводы перевозчиков и представителей общественной организации стали основой социального проекта. Здесь подсчитали, что семья будет экономить в месяц 120-140 грн. Кроме того, это не разовая акция: она продлится до конца учебного года и возобновится в сентябре.

Чтобы разрешить вопрос по организации перевозок, были проведены переговоры с транспортными фирмами с целью привлечения их к проекту. «Селеритас» оказалась одной из тех, кто дал добро на сотрудничество с «Громадською силою». Теперь владельцы проездных смогут бесплатно ездить по маршрутам 150, 117, 119-а, 119-б. Но кроме этой организации, по словам Загида Краснова, откликнулись еще 9 транспортных фирм. И теперь с эмблемой общественной организации по многим городским маршрутам будут курсировать 375 машин.

Их количество, надеемся, будет расти. С просьбой включиться в данный проект Максим Пальцун обратился ко всем перевозчикам Днепропетровска. По его мнению, им под силу обеспечить бесплатный проезд детям из социально незащищенных семей, и не только в школу, но и по всему городу.

На замечание о том, что сегодня даже пассажирам льготных категорий иногда отказывают водители, Максим Пальцун уточнил, что на фирмах есть сотрудники, в обязанность которых входит контроль этого вопроса. Да и в маршрутках указаны телефоны для жалоб и предложений.
Хотя последнее можно увидеть и записать лишь в том случае, когда окажешься в салоне. Но зачастую «вежливость» водителя не дает возможности внеочередному льготнику туда даже протиснуться.

Что касается школьного проездного, то в нем обязательно должны быть анкетные данные ученика, его фотография и печать «Громадської сили». Главное, чтобы те, кто по праву может иметь такой документ, вдруг (по случайной забывчивости) не оказался в стороне от более перспективных кандидатов на бесплатный проезд. Поэтому процесс будет контролировать сама общественная организация. Вплоть до сверки списков с социальными службами. Тогда акция действительно будет отвечать своей цели.

Дело, за которое взялась «Громадська сила», без сомнения, стоящее внимания и подражания. Но реализация именно такого проекта заставила нас проанализировать ситуацию глубже. В существующем нормативном акте ГСН (Государственные строительные нормы) номер 360-92** «Планировка и застройка городских и сельских поселений» есть приложение 6.3, оговаривающее расстояние до учебного заведения. Так, в нем рекомендуется строить общеобразовательные школы 1-2 степени (для учащихся 1-9 классов, а это именно та категория, на которую направлен данный социальный проект) в радиусе так называемой «шаговой доступности» — до 750 метров. Вывод: несовершеннолетние жители городских микрорайонов должны иметь возможность добираться до своего учебного заведения пешком. Зачем тогда проездной? Исключением может быть только тот факт, что учащийся посещает частную школу или специализированный лицей, который может находиться в другом конце города. Но обучение в таких заведениях не по карману малообеспеченным семьям. Есть и другой вариант — в радиусе шаговой доступности нет школы. Как такое возможно? В свое время, когда в стране было зарегистрировано падение уровня рождаемости, очень многие дошкольные и общеобразовательные учебные заведения были отданы в частные руки. Теперь на месте детсадовских групп открыты всевозможные офисы и конторы, а школы превратились в лицеи или гимназии, и, конечно, все — платные.

Детским садам особенно «не повезло». По тем же нормам ГСН, они должны находиться в радиусе 300 метров. Теперь же, когда их количество сократилось, а рождаемость выросла, оформить ребенка в детский сад стало так же сложно, как и отправить на учебу в престижный вуз. О том, чтобы этот садик находился где-то поблизости, многие родители даже не мечтают. Вот и получается, что активисты «Громадської сили» пошли по пути наименьшего сопротивления.

Сегодня вслед за программой «Школьный проездной» им вполне можно начинать новую акцию по возрождению общеобразовательных школ и детских садов, которые бесследно растворились под вывесками фирм. А ведь если бы соблюдались строительные и проектировочные нормы, а наши «отцы нации» были бы дальновидней в начале и середине 90-х, такой проездной был бы просто ни к чему.