Мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения не дает покоя уже не первому поколению народных депутатов. То и дело нам приходится слышать с высоких трибун самые разные заявления относительно этого запрета и предложения по формированию цивилизованного рынка земли в Украине.

Еще в начале этого года в профильный комитет Верховной Рады Украины поступили предложения Президента к Закону «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины…». Законом устанавливается, что купля-продажа или другим способом отчуждение земельных участков сельскохозяйственного назначения и земельных долей (паев) вводится с 1 января 2008 года при условии вступления в силу законов о государственном земельном кадастре и о рынке земель.

В сущности, Президент предлагал отклонить Закон, поскольку «дальнейшее перенесение внедрения свободного оборота земли на неопределенный срок может привести к нарушению прав граждан на землю, обострению ситуации с обеспечением эффективного использования и охраны земли, а также к распространению теневых механизмов отчуждения земельных участков, увеличению количества злоупотреблений в данной сфере».

Но если даже поверхностно проанализировать ситуацию, сложившуюся в этом поле, можно понять — все вышеперечисленные беды уже давно свалились на голову украинских землевладельцев.

Что же на самом деле должно предшествовать снятию пресловутого моратория для того, чтобы все земельные отношения были урегулированы?

«Круглый стол», прошедший в Полтаве под тематической рамкой «Рынок земли — реалии и перспективы», поставил перед собой задачу ответить на этот непростой вопрос.

Данное заседание собрало экспертов по вопросам земельных ресурсов государственного и областного масштаба.

По официальной информации, с 1 января 2002 года вступил в силу Земельный кодекс. На сегодняшний день к нему принято 29 законов Украины, 27 постановлений Кабинета Министров и 33 ведомственных нормативно-правовых акта.

Учитывая калибр и количество этих серьезных документов, можно справедливо назвать этот список внушительным. При ознакомлении с ним возникает ошибочное впечатление о том, что все его пункты органично согласованы. Однако это далеко не так.

Как подчеркнула в своем выступлении начальник отдела информационных технологий и мониторинга деятельности территориальных органов Госземагентства Татьяна Симчишина, «когда мы анализировали законодательную базу в области земельных отношений — обнаружили более 200 расхождений и коллизий в нормативно-правовых актах разного рода. В том числе расхождения есть и в Гражданском, и в Уголовном кодексах, а также в других законах Украины». По ее словам, за последнее время после парламентских слушаний было принято 3 закона Украины в области урегулирования этой проблемы.

Одним из основных законов, которые не дают развиваться рынку земли в Украине,— это Закон 490, принятый 19 декабря прошлого года. Он запрещает до 1 января 2008 года продажу земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения товарного сельскохозяйственного производства и для личного подсобного хозяйства. Но здесь необходимо разграничить два понятия. Прежде всего, закон запрещает ведение личного подсобного хозяйства тем субъектам права собственности, которые получили эти земельные участки в обмен на сертификаты и на земельную долю — пай.

На сегодня в основном завершен процесс переоформления сертификатов на государственные акты. По Украине уже 86% владельцев обменяли документы, и теперь они являются полноправными собственниками земли. По существу, в законе, который налагает запрет на внесение в уставной фонд долга за земельный участок, речь идет именно об оставшихся 14% владельцев сертификатов. Проще говоря, это касается всех выехавших за границу или не вступивших в права наследства. Не нужно забывать также и о том, что внушительную часть этих 14% составляют люди, которые ушли из жизни. Что и говорить — основательно потрудились законотворцы, определяясь с категорией граждан, на которую распространяется запрет.

Закон, который вступил в силу 14 января 2007 года, нарушил не только 64 статью Земельного кодекса, но и 14 статью, которая гарантирует право собственности на землю. А что такое право собственности? Это право на владение, пользование и распоряжение этой землей. Данный закон лишил людей права распоряжаться своей собственностью (за исключением случаев передачи по наследству и обмена).

Вывод, который можно сделать из всего вышеизложенного,— изобилие (в том числе и «свежепринятых») законов может погубить украинский рынок земли потому, что их качество, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

В ходе «круглого стола» специалисты по вопросам земельной реформы, представители центрального аппарата Государственного агентства земельных ресурсов, органов местной власти и общественности были единогласны в том, что селяне должны иметь справедливую цену на свою землю. «Если они и дальше будут продавать свои паи за бесценок, то уже в недалеком будущем Украина может быть поделена на большие аграрные корпорации, которые скупают земли. Уже сейчас мощные инвесторы постоянно увеличивают площадь своих земель — ежегодно на 10-15 тыс. паев повышают свое присутствие на рынке земли»,— подчеркнул начальник Главного управления земельных ресурсов в Полтавской области Григорий Шарый.

Он убежден в том, что мораторий — это достаточно вредная мера, поскольку он не столько сдерживает операции с покупкой земли, сколько порождает теневой рынок.

Эксперты прогнозируют, что в случае отмены моратория предложение на продажу сельскохозяйственных угодий будет значительно превышать спрос. «Крестьянину не нужно спешить продавать землю, даже если деньги ему крайне необходимы: земельный участок имеет тенденцию расти в цене с каждым годом»,— заявил в своем выступлении начальник Управления рынка земель и оценочной деятельности Госземагентства Станислав Горбатович. По его словам, при помощи законопроекта «О рынке земель», который Верховная Рада уже приняла в первом чтении, «нужно открывать двери для рынка».

Все дело в том, что в Украине на сегодняшний день осталось мало участков пашни, которые принадлежат государству. В основном их владельцами являются частные собственники. Как сказал С. Горбатович, «мы должны создать законодательные акты — установить для частного собственника земель соответствующие правила».

Урегулирование прав на землю на законодательном уровне, по идее, должно привести к упорядочиванию всех процессов, однако не все участники «круглого стола» столь оптимистично относятся к этому элементу решения проблемы.

Так, глава постоянной комиссии Полтавского областного совета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Валерий Капленко заявил, что государственный акт на право владения землей селянину ничего не даст. «Нам уже давали право на владение фабриками и заводами, но что-то мы им не воспользовались. Так вот, больше всего я боюсь, что когда возможность продавать и покупать землю появится, ее никто покупать и продавать не сможет. И когда пройдет какое-то время, будет сказано, что землю никто не покупает и цены в 150 тыс. гривень за гектар нет, и нужно установить другую — например, как у нас сейчас установлено — 10 тыс. гривень за гектар нашей украинской земли!» — эмоционально предостерег собравшихся Валерий Капленко.

Результатом «круглого стола» стал совершенно конкретный список предложений к ВР по оперативному принятию законов Украины «О рынке земель» и «О государственном земельном кадастре», с указанием первоочередных моментов, на которые следует обратить внимание. Также было подготовлено обращение к Кабинету Министров в части урегулирования правового поля лицензирования работ аукционной деятельности и предложение к Государственному агентству земельных ресурсов Украины.

Хотелось бы, чтобы все эти призывы дошли до своих адресатов. И после отмены моратория мы с вами не получили рынок земли, подконтрольный государству. Ведь на самом деле он должен быть саморегулируемым. Как подчеркнул один из участников «круглого стола», руководитель Всеукраинской лиги содействия развитию рынка земли, магистр государственного управления Виктор Заяц, «рынок — это обмен права собственности на финансовые активы, и тут свобода выбора — наивысшая ценность рынка».