Коллектив «Укрречфлота» уже не работает на себя – президент компании Павел Подлесный забрал у работников 9% акций. Всего, благодаря серии махинаций, Подлесный стал владельцем 38% акций, а еще над 19% получил полный контроль.

26 июня 2007 года Апелляционный суд Киева обязал Генеральную прокуратуру довести до конца следствие по делу президента АСК «Укрречфлот» Павла Подлесного. Ранее, благодаря лобби в правительстве, дело несколько раз прикрывали.

Напомним, 2 февраля 2007 увидело свет постановление Генпрокуратуры Украины о закрытии дела по расследованию незаконных действий должностных лиц «Укрречфлота» и ДП «Днепропетровский речной порт» по факту присвоения чужого имущества и злоупотребления служебным положением. Тогда прокуратура сработала удивительно быстро — разобралась в вопросе за считанные дни.
Акционеры, пострадавшие от афер Подлесного, подали в суд, и 14 мая этого года Печерский суд столицы постановил, что Прокуратура должна расследовать дело Подлесного: «Суд пришел к заключению о том, что на момент открытия криминального дела у следователя были достаточные основания считать наличными в данном случае достаточные признаки преступления, предусмотренные ст. 191 ч. 5 КК Украины... Вынесенное постановление о закрытии дела является необоснованным, преждевременным и таким, которое препятствует установлению истины по делу». Сторонники Подлесного, естественно, обжаловали решение суда, однако Апелляционный суд расставил все на свои места.

Кроме прокуратуры, деятельность «Укрречфлота» проверяет Государственная комиссия по ценным бумагам. И уже есть первые результаты. Комиссия обнаружила, что в 2001 году руководство «Укрречфлота» допустило нарушения при скупке акций компании у миноритариев. Впоследствии скупленные с нарушениями акции перешли в распоряжение нескольких посторонних фирм. «В ходе проверки комиссия установила, что представители правления «Укрречфлота» на протяжении двух лет скупали акции компании без решения общего собрания. Это нарушение, злоупотребление. Если в результате расследования мы докажем факт нарушения законодательства, то дело будет передано в Генеральную прокуратуру»,— заявил член ГКЦБФР Владимир Петренко. Кроме этого, Госкомиссия выявила нарушения законодательства при обмене акций компании в 2003-2005 годах.
Благодаря расследованиям Генпрокуратуры и ГКЦБФР стала ясна многоходовая, растянутая на несколько лет, схема захвата предприятия.

Захват предприятия. Серия первая: «Долой иностранцев!»
Проворачивать темные делишки лучше в мутной воде. В 2001-2002 годах, когда основатель и тогдашний глава компании Николай Славов потихоньку отходил от дел, его правая рука — Павел Подлесный — сумела провернуть первую аферу.

До 2001 года акции «Укрречфлота» высоко котировались, активно обращались не только на украинском, но и на европейских рынках. Иностранным инвесторам принадлежало около 23% компании. Присутствие иностранцев затрудняло какие-либо махинации, поэтому Подлесному пришлось придумать способ, как от них избавиться. Было создано ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот», куда начали переводить акции трудового коллектива. По сути, работников компании заставили отнести акции «Укрречфлота», принадлежащие им, в это предприятие. Делалось это официально и объяснялось необходимостью защитить огромную судоходную компанию от захвата. В результате, доля иностранных инвесторов размылась. Те, оценив сильные позиции аферистов, раздувать скандал не стали и, заключив мировое соглашение, продали «Укрречфлоту» свои акции.

Захват предприятия. Серия вторая: «Скупка акций»
Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно купить что-нибудь ненужное. Схема этой аферы проста и банальна, мошенникам ничего не пришлось выдумывать. Аналогия из жизни. Вы работаете на кухне и решили украсть мешок картошки. Просто вынести не получится. Что делать? Ничего сложного выдумывать не нужно. Покупаете мешок гнилой морковки и просите своего знакомого, которого на кухне никто не знает, прийти с ним на продажу. Пока остальные повара работают, вы громко говорите, что нужна морковка. Никто не возражает. Ведь все логично... Морковка-то нужна! Вы спокойно меняете мешок картошки на мешок морковки. Кореш относит картошку вам в погреб, а в награду получает поллитру. Вы тоже довольны — потратили копейки, а картошка стала вашей. Недовольны только повара и посетители столовой — супа сварить не из чего. Картошки нет, а морковь — гнилая. А вас даже пожурить нельзя. Вы ведь доброе дело хотели сделать! Морковки добыть. А что недоглядели, гнилую взяли... с кем не бывает?

Если говорить об «Укрречфлоте»... На подготовительном этапе, в 2002 году, созданные Павлом Подлесным предприятия-пустышки за копейки скупали акции неликвидных предприятий, находящихся на грани банкротства. Такие акции называют «мусорными», потому что с деловой точки зрения не представляют интереса. К примеру, в 2002 г-н Подлесный создал ООО «Речфлотсервис» — предприятие, существующее только на бумаге. Уставной фонд этой структуры был полностью сформирован из акций неликвидных предприятий: «Энергопромторгресурсов», Житомирского завода «Автозапчасть» и Каховского завода электросварочного оборудования.

Кроме «Речфлотсервиса», скупкой «мусорных» акций занималось и подконтрольное Подлесному ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот». Так у Подлесного появился мешок гнилой морковки.
Компании-пустышки и «мусорные» акции пригодились Подлесному уже в 2003 году. Именно тогда, по заявления миноритариев, он начал основную часть операции по захвату судоходной компании. В 2003 году «Укрречфлот» передал собственные акции в адрес трех структур: «Трудового коллектива АСК «Укрречфлот», страховой компании «Днепрофлот» и «Речфлотсервиса». На документах, оформивших эти сделки, стоят подписи Подлесного. Более того, некоторые сделки между АСК и «Трудовым коллективом» с обеих сторон подписывал Подлесный.
В свою очередь, эти компании передавали в адрес судоходной компании «мусорные» акции. Куда их девали в АСК, точно не известно. Вероятно, часть этих бумаг — а именно, акции Каховского завода сварочного оборудования — пошла в уставный фонд ООО «Инвест-Транс», созданного в 2005 году по инициативе Подлесного.

Именно бумаги Каховского завода были использованы для обмена на акции «Укрречфлота». В пользу «Инвест-Транса» по указанию руководства передавали свои активы «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот», страховая компания «Днепрофлот», а также Херсонский и Запорожский речные порты.

Серия махинаций дала великолепные результаты. Сегодня 18,06% акций крупнейшей судоходной компании Украины принадлежат «Инвест-Трансу», а 20,25% — «Речфлотсервису». Компания с многолетней историй практически наполовину контролируется фирмами-пустышками, созданными в 2003 и 2005 годах. Если добавить 3% акций, которые принадлежат СК «Днепрофлот» и 14,1% «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот», под контролем Подлесного находится свыше 57% акций компании. Это около 4,5 млн акций, общей стоимостью 180 млн грн. А вот 70-тысячный трудовой коллектив акционеров и около десятка миноритарных акционеров получили в собственность акции — ОАО «Энергопромторгресурсы», ОАО «Житомирский завод «Автозапчасть», ОАО «Каховский завод электросварочного оборудования», стоимость которых, согласно экспертизе Министерства юстиции Украины, практически равняется нулю.

Захват предприятия. Серия третья: «Деребан продолжается»
В 2006 году Подлесный занялся прикрытием тылов. Вместе с сообщниками он подал в суд на самого себя, требуя признать операции 2003-2005 годов незаконными. И добился, чтобы суд решил совершенно обратное — сделки были признаны законными. Так была совершена «судебная очистка» сделки. По украинскому законодательству повторное рассмотрение того же дела невозможно — правосудие не ошибается.

Получив иммунитет от правосудия (если бы не помощь депутатов в расследовании, Подлесный таки вышел бы сухим из воды), глава «Укрречфлота» начал следующий этап захвата предприятия, который продолжается и сегодня. Невзирая на расследования, Подлесный за деньги судоходной компании скупает ее акции на свободном рынке у неизвестных контор, часто переплачивая за них в несколько раз. Миноритарные акционеры подозревают, что некоторые из этих посредников связаны с Подлесным. То есть, задорого продают те акции, которые он увел у компании в предыдущие годы. В самом деле, почему бы и не продать акции назад? Задорого! Ведь потом можно будет опять их присвоить. И снова продать. Гениальная афера. Ну а тот факт, что «Укрречфлот», который расплачивается за это своей кровью — оборотными средствами — станет банкротом через год-два, такого «донорства» Подлесного не волнует.