Банки пытаются «отвоевать» клиентов у администраторов приобретений товаров в группах

Отечественный рынок финансовых услуг вышел на новый этап развития. В связи с этим эксперты отмечают появление новых тенденций в этой сфере.

Раньше банки, а также страховые компании, кредитные союзы и другие небанковские финансовые учреждения ограничивались простым поиском и привлечением новых клиентов. Это объяснялось довольно низкой финансовой культурой украинцев и, как следствие, их невысоким интересом к финансовому рынку. В таких условиях «взаимности клиента» добивался тот, кто первым смог к нему «достучаться». Наиболее успешно на этом этапе работали банки. Так уж вышло, что понятие «кредит» оказалось первым, которое освоила активная часть общества.
Сегодня ситуация изменилась. Большинство граждан, проявляющих потребительскую активность, имеют достаточные экономические знания, чтобы выбрать наиболее выгодную для себя форму получения финансовых услуг. Как следствие — впервые дало о себе знать такое явление, как борьба за потребителя.

Банки критически нуждаются в новых клиентах. Но пока не готовы расширять клиент¬скую базу за счет предложения более низких кредитных ставок и гибких программ лояльности. Поэтому и пытаются «отбить» потребителя у тех учреждений, которые предлагают другие, некредитные, формы финансовых услуг.

В частности, «под удар» банковского лобби попали администраторы приобретения товаров в группах. Этот вид деятельности получил широкое распространение в Украине в течение последнего десятилетия. Сейчас в стране насчитывается около двух десятков компаний, предоставляющих услуги сотням тысяч украинцев. А объем рынка приобретений товаров в группах приближается к отметке в 3 млрд гривень.

В общих чертах, суть приобретения товаров в группах состоит в том, что люди, желающие купить однотипный товар, объединяются в группу. Группа договаривается о размере взносов и порядке получения товаров. Как правило, речь идет о ежемесячных выплатах, а собранной в общей кассе суммы должно хватить на приобретение единицы товара. Купленный таким образом товар получает один из участников группы. В следующем месяце — второй и так дальше. Группа существует до тех пор, пока товар не получат все ее члены.

Компании-администраторы смогли предложить потребителю услуги, более выгодные, чем банковское кредитование. Если кредит делает человека зависимым от банка на длительный период, то администраторы, по большому счету, предоставляют участникам группы решить свои проблемы между собой. Компании же создают группы, обеспечивают своевременное приобретение товаров, берут на себя непредвиденные риски. То есть, их роль сводится к администрированию. «На выходе» товар, купленный в группе, обходится потребителю на 10-15% дешевле, нежели кредитный товар.

Естественно, банки почувствовали серьезную конкуренцию со стороны администраторов приобретения товаров в группах. И, что тоже естественно, начали борьбу за потенциальных клиентов. Вот только методы были избраны, на наш взгляд, далеко не самые утонченные.
В частности, банковский сектор финансового рынка сосредоточился на двух направлениях: на создании репутационных проблем администраторам и лоббировании законодательного запрещения их деятельности.

Вполне неслучайно в последнее время в прессе появилось ряд публикаций, рассказывающих об «ужасах», связанных с деятельностью администраторов приобретений в группах. Организаторы кампании легко «нащупали» главную «болевую точку» участников рынка. Ведь успех их работы напрямую связан с безупречной репутацией.

Заподозрить представителей банковской среды в том, что за публикациями стоят именно они, заставляет обильное использование в статьях специфической банковской терминологии. Авторы публикаций переносят матрицу отношений банков с клиентами на сферу приобретений товаров в группах, в то время как сами администраторы подчеркивают: они не предоставляют кредитов, предлагаемые ими системы являются альтернативой кредитованию. Потребитель, выбирая между банком и администратором, выбирает не между «хорошим» и «плохим» кредитом. Он делает выбор между кредитом и приобретением в группе. Это принципиально разные формы потребительского поведения.
Второе направление «атаки банков» — парламентское. В течение осени-зимы в Верховной Раде было зарегистрировано несколько законопроектов, предлагающих варианты урегулирования рынка приобретения товаров в группах. Большинство из них призывают либо запретить этот вид деятельности, либо приостановить его на неопределенное время, до принятия специального закона, регулирующего работу рынка. Впрочем, шансы получить поддержку депутатского зала у этих законопроектов невелики. Банкирское лобби, конечно, работает «в поте чела». Но большинство депутатов все же понимают, что запрет деятельности, в которую вовлечено несколько сотен тысяч украинцев, чреват серьезными социальными проблемами.

Есть еще проект, разработанный Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины (Госфинуслуг), которая давно пытается поставить деятельность администраторов приобретения товаров в группах под жесткий контроль своего ведомства. Подчеркиваем, под контроль именно ведомства, а не закона.

Впрочем, нельзя сказать, что участники рынка выступают против принятия законов, имеющих отношение к их деятельности. Наоборот, они сами уже давно выступают за то, чтобы администрирование приобретений в группах было законодательно урегулировано. Компании считают, что в таком случае будут более надежно защищены от нечестной конкуренции. Да и дальнейшее цивилизованное развитие рынка в рамках общегражданского права, которым по сей день руководствуются администраторы, уже проблематично. Дело опять-таки в репутации. Ведь структурно рынок уже сформирован. И компании, которые долгие годы работали над созданием доброго имени — своего и своей деятельности, — опасаются, что достаточно появиться одной «паршивой овце», и удар будет нанесен по всем.

Свои надежды участники рынка связывают с законопроектом № 2420 «О внесении изменений в Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» (в части администрирования приобретений в группах)». Авторы — депутаты В. Цушко (нынешний министр внутренних дел) и С. Чукмасов — подали проект еще в октябре. Главное научно-экспертное управление Верховной Рады уже давно дало позитивную оценку законопроекту.

Проект предлагает отнести администрирование приобретений в группах к сфере компетенции Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», включив этот вид деятельности в перечень финансовых услуг. Такой подход устраивает участников рынка и признается экспертами вполне адекватным как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения потребителей.
Но, увлеченный политическими баталиями, парламент пока не рассматривал законопроект. А ведь его принятие сняло бы целый ряд вопросов государственных органов к рынку администрирования приобретений товаров в группах. Кроме того, оно способствовало бы утверждению цивилизованных форм конкуренции банков и небанковских финансовых учреждений за потребителя. В конечном итоге, именно потребители больше всего выиграют вследствие принятия закона.

Слово за парламентом. Главное, чтобы это слово не прозвучало с опозданием.