СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ
ПОЛИТИКА
ПЕРСОНА
ПРОБЛЕМА
ПАМЯТЬ
ДЕЛО
ДОСУГ
РЕГИОН
МНЕНИЕ
СКАЗОЧКА
ИСТОРИЯ И Я
TV-ART
ИЗ СТРАНСТВИЙ
СТИЛЬ
ЗВЕЗДНЫЕ ЗАБАВЫ
ЗДОРОВАЯ ЖИЗНЬ
ЖИЗНЬ ВОКРУГ НАС
ТАКОВА ЖИЗНЬ
СПОРТ
КРИМИНАЛ
КОНСУЛЬТАЦИИ
КОНКУРС
ЮБИЛЕЙ
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО УКРАИНЕ
РЕКЛАМА
Календарь новостей
Реклама
жизнь вокруг нас
12.11.2011 14:35

Шабаш на Лысой горе

В древние времена языческих культов и кровавых жертво¬приношений по всему славянскому миру вырастали эти непокрытые шапками лесов горы. Возникали предания и легенды, ширилась недобрая молва. И теперь ряд ассоциаций упорно ведет нас к ведьмам, шабашу и разгулу нечистой силы. Что же такое на самом деле Лысая гора? Чем Киев заслужил себе славу не только святого города, места стечения паломников со всей восточной Европы, но и обиталища ведьм, цитадели колдовства и черной магии?
Христиане и язычники

Прежде всего Лысая гора — это название ритуальной возвышенности, где язычники-праславяне отправляли культы своим богам. Ярким тому примером может послужить Лысая гора между Кельцами и Сандомиром в Польше. Археологическое исследование установило, что в языче¬ские времена венец этой горы был обнесен мощным каменным валом длиной 1500 метров, внутреннее пространство которого представляло огромное святилище под открытым небом, вмещавшее тысячи человек. Здесь, по средневековому преданию, находились идолы трех славянских божеств: Лады, Лели и загадочного Ежи, на месте которых в XII веке был поставлен монастырь Святой Троицы. Христианская церковь стремилась сохранить преемственность празд¬неств, традиционно сопровождавшихся многолюдным съездом из окрестных селений и ярмаркой.

Возможно, культ Лысой горы обязан своим происхождением языческой богине Маре. Когда на славянских землях еще царил матриархальный уклад, на голых холмах в честь этой богини совершались кровавые обряды.

Фольклор запечатлел образы языческих культов, сделав Лысую гору местом регулярного «слета» ведьм и другой нечистой силы, в том числе и самого сатаны, являвшегося на шабаш в облике черного козла. Таким образом, Лысая гора соединяет в себе два противоположных мира — христианский и антихристиан¬ский, дьявольский.

Почему гора «лысеет»?

Считается, что Лысые горы имеют естественное происхождение, хотя многие из них находятся в чаще леса. Можно предположить, что это следы целенаправленного вытравливания растительности. На вершинах Лысых гор служители культа могли годами поддерживать ритуальный огонь либо расчищать их под «требище». Существуют священные горы с названиями «Соборище», «Игрище», что говорит о ритуальных сборищах, на которые сходилось все население племени.

Фольклорные источники утверждают, что растительности на Лысой горе нет потому, что во время шабаша нечистая сила пускается здесь в пляс и тогда под ногами у нее все пылает и горит. Ученые же объясняют феномен тем, что сильные ветры не дают возможности семенам прорасти на поверхности горы, попросту сдувая их.

Образ горы
в мифологии


Гора сама по себе является важным элементом украин¬ского фольклора.

В народной славянской мифологии она соединяет небо, землю и «тот свет». По одной из легенд горы возникли, когда Бог и черт сжимали жидкую землю с двух сторон, чтобы сделать ее твердой. Серб¬ские поверья гласят, что появление гор случилось, когда ученики Христа, вопреки его воле, пытались взойти за ним на небо и в наказание окаменели.

Гора — наиболее распространенный вариант трансформации образа мирового древа, мифологиче¬ской модели устройства мира. На ее вершине обитают боги, внизу — злые духи, принадлежащие к царству смерти, а на земле, посередине горы, — человече¬ский род.

Если божественные персонажи связаны с вершиной горы, то отрицательные (злые духи, подземные гномы, поверженные чудовища, змеи, драконы) обычно относятся к низу горы и даже к ее внутренности, уходящей в подземное царство. То есть через гору пролегает как путь в нижний мир, так и в мир «горный». В ряде сказок и мифов оба этих мотива обыгрываются порознь (вспомните спуск под землю, в колодец, яму, пещеру или подъем на гору, на дерево, по лестнице, цепи, веревке) или даже совмещаются.

Почти у каждой культуры есть своя «знаковая» гора, без которой немыслимо ее существование. Такая гора имеет название Меру в индуистской традиции, Олимп — в грече¬ской, Эверест — Джомолунгма в традиции северного буддизма. В древнем Китае существовал культ пяти священных гор, соответствующих четырем сторонам света и его центру. Гора Запада в Древнем Египте считалась царством мертвых, а в Вавилоне она почиталась как место суда.

Сама форма сооружений религиозно-ритуального назначения обычно имитирует форму горы, соответственно перенимая и особенности структуры, и ее символику. В этом смысле пирамида, зиккурат (башня из поставленных друг на друга параллелепипедов или усеченных пирамид), пагода, храм, ступа, чум и арка могут рассматриваться как архитектурный образ горы, ее аналог.

Характерной деталью образа мировой горы в индуист¬ской и центральноазиатской мифологиях является змей, опоясывающий ее. Здесь можно вспомнить нашего славян¬ского Змея Горыныча, который как раз и обитает на Лысой горе.

Киевские ведьмы

В списках исследователей числятся десятки предполагаемых «лысых гор» в Украине и Польше. Наиболее известной из них является, конечно, Лысая гора в Киеве.

«Ведьма известна, я думаю, всякому, хотя она и водится, собственно, на Украине, а Лысая гора под Киевом служит сборищем всех ведьм, кои тут по ночам отправляют свой шабаш…»,— пишет Владимир Даль в работе «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа».

Историческая сводка

В языческие времена эта местность была заселена угро-финскими племенами, а впо¬следствии вятичами. И те, и другие имели «склонность» ко всевозможным жертвоприношениям. На высоком берегу реки Оки, которая текла точно под Лысой горой, стояли колоды с изображениями богов Ярилы, Велеса, Перуна и многих других.

С течением веков на место язычников пришли христианские монахи, которые создали свой подземный город-монастырь, соединив гору с Печер¬ской Лаврой подземными ходами.

Во времена Петра I Лысая гора стала очень выгодным плацдармом для строительства Форта внешнего кольца обороны Киева. Крепость получилась с «сюрпризом». Инженеры создали здесь подземные резервуары, куда закачивалась вода из Днепра. В случае захвата подземелий врагом укрепленный пункт должно было затопить вместе с неприятелем. А для того чтобы крепостные-строители не выдали тайну врагу, их на всякий случай бросили живьем в те же резервуары — приблизительно три тысячи человек.

В 1872 году власти решили построить здесь Лысогор¬ский форт, в котором планировалось поместить тяжелую артиллерию. Но своих оборонных функций укрепление так и не исполнило. А с 1906 года форт начали использовать как место казни. Привозили смерт¬ников ночью в арестантской карете из тюрьмы в Косом капонире. По данным музея, в форт было доставлено около 200 человек, преимущественно политических преступников. Именно здесь был казнен Дмитрий Богров — убийца премьер-министра Петра Столыпина. Смертников встречал палач с подручным священником. Но даже после исповеди и казни несчастных лишали права быть похороненными на христиан¬ском кладбище. Палач закапывал тела повешенных недалеко от виселицы.

Из уст в уста

В народе Лысую гору разделяют на три части. Первая — это Русалочий яр. Он назван так из-за расположенного в нем озера, в котором, по поверьям, обитают русалки. Вторая — Ведьминский яр. И, наконец, самая большая часть горы — Мертвецкая роща. В этой части были обнаружены неизвестные захоронения прошлых веков.

Кроме научной, существует еще и мистическая теория, почему Лысая гора является проклятым местом. Во времена монголо-татарского нашествия существовали Китаев¬ская и Голосеевская пещеры. По гипотезе ученого Дмитрия Лаврова, множество киевлян укрывалось в них от врагов. Хан Батый, чтобы не оставлять в тылу противников, велел пещеры замуровать. Множество людей погибло, и именно их страшная смерть и неуспокоенные души так сильно повлияли на атмосферу окрестностей Лысой горы...

«Лысогорский интернационал»


Аналогом Лысой горы в Германии является гора Броккен. Согласно легенде о Вальпургиевой ночи, с 30 апреля на 1 мая ведьмы, дождавшись определенного часа, натирают тело волшебной мазью и вскакивают верхом на метлу, которая в мгновение ока переносит их к месту шабаша. Хихикая, они рассказывают друг другу о своих черных делах, которые сумели совершить в течение года, и сговариваются о новых проделках. Тем, кто отличился, сатана, возглавляющий праздничное застолье, дает отхлебнуть хмельного зелья из лошадиного черепа, а тех, кто ему не угодил, стегает плетью.

Но где же всем ведьмам поместиться на одной горе? Приходится располагаться «по месту жительства». Наши отечественные колдуньи, оседлав метлы, мчатся на Лысую гору, чешки устремляются к Бабьим горам, литовки — к Шатрии, а немки, как уже было сказано, на гору Броккен, которая возвышается над горным массивом Гарц в Германии. Вершина горы называется Хексентанцплац, что переводится с немецкого как «место пляски ведьм», а путь туда пролегает вдоль хребта Тойфельсмауэр (Чертовой стены).





Ольга Пасицельская
Украинский портАлРейтинг@Mail.ruSpyLOGRated by MyTOPКаталог-Молдова - Ranker, StatisticsУкраина онлайнКаталог Ресурсов ИнтернетСлуга Народу