×
СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ
ПОЛИТИКА
ПЕРСОНА
ПРОБЛЕМА
ПАМЯТЬ
ДЕЛО
ДОСУГ
РЕГИОН
МНЕНИЕ
СКАЗОЧКА
ИСТОРИЯ И Я
TV-ART
ИЗ СТРАНСТВИЙ
СТИЛЬ
ЗВЕЗДНЫЕ ЗАБАВЫ
ЗДОРОВАЯ ЖИЗНЬ
ЖИЗНЬ ВОКРУГ НАС
ТАКОВА ЖИЗНЬ
СПОРТ
КРИМИНАЛ
КОНСУЛЬТАЦИИ
КОНКУРС
ЮБИЛЕЙ
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО УКРАИНЕ
РЕКЛАМА
Календарь новостей

Реклама
жизнь вокруг нас
02.11.2011 01:19

О чем дева плачет

31 октября в кельтской, а позднее в ирландской и шотландской традициях, связано с кануном Дня всех святых. Ночь на 1 ноября — переход от летнего периода к зимнему, от «светлой» части года к «темной». Считается, что в этот день на земле собирается вся нечисть, чтобы как следует пошабашить перед приходом святого христианского праздника. И, конечно, демонические пляски не могут обойтись без соответствующего вокального сопровождения — воя баньши, предвестницы смерти.
Имя и происхождение

Зеленые холмы, которые время от времени небрежно причесывает ветер, и седые, выцветшие камни — покуда хватает глаз. Узкие, извилистые тропинки, которые рано или поздно все равно упрутся в море. Безлюдная и вечно первозданная Ирландия. Кажется, время здесь замедляет ход, и тучи, небесные стада, так быстро несутся вперед только для того, чтобы скорее облететь землю, возвратиться и промочить горло древней сторожевой башне.

Случайный путник, наверное, и не удивится, если встретит прекрасную девушку в белом плаще с капюшоном. Он, может быть, даже примет как должное ее золотые, струящиеся ручьем длинные волосы. А если девушка оборотится старухой с седыми космами — не беда: не так уж и часто встречаются на извилистых тропинках случайные путники…

Итак, баньши — образ из ирландского фольклора, женщина, которая, согласно поверьям, является возле дома обреченного на смерть человека и своими характерными стонами и рыданиями оповещает, что час его кончины близок. Ее имя по-ирландски звучит как «bean sн», состоящее из «bean» — женщина, и «sн» — Ши, что вместе переводится как женщина из потустороннего мира. Плачет баньши на языке, которого никто не понимает: в ее воплях сливаются крики диких гусей, рыдания брошенного ребенка и волчий вой. А там, где несколько девушек плачут вместе, уйдет из жизни великий или святой человек.

Баньши, как полагают специалисты по ирландскому фольклору, не имеет прямых аналогов в верованиях других народов. Однако в бретонском фольклоре есть нечто схожее — вестник смерти Анкху, подобные персонажи встречаются и в валлийской мифологии. Это дает основания предполагать, что корни образа уходят в древнюю кельт¬скую мифологию. Патриции Лайсафт, профессору Дублинского университета, посвятившей более 20 лет изучению образа баньши в фольклоре, удалось зафиксировать следующие мнения об их происхождении.

Фея

Баньши — нечто вроде феи; такое объяснение встречается в некоторых литературных произведениях XIX и начала XX веков. Однако в настоящих народных преданиях о баньши такое отождествление дается очень редко. В ирландской народной традиции феи живут сообществами и ведут образ жизни, схожий с человеческим. Тогда как баньши — создание одинокое и все отношения с людьми сводятся к предупреждениям о смерти.

Призрак

Другая версия гласит: баньши — не что иное, как призрак женщины-плакальщицы, поскольку оплакивание и рыдание одна из ее характерных черт. Некоторые ирландцы верят, что если плакальщица не выполняла свои обязанности подобающим образом, то и после смерти она продолжает оплакивать умерших.

Покровительница рода

Центральной частью многих легенд и преданий является представление о том, что баньши — это дух-покровитель той семьи, которую она оповещает о смерти, то есть между ними есть наследственная связь. Иногда духом-покровителем может стать прародительница семьи.

По поверьям, баньши есть не у всех ирландцев. В устных и литературных источниках семьи, смерть в которых возвещает баньши, обозначаются как семьи с «О’» и «Мак», то есть считается, что «плакальщица» сопровождает только истинно ирландские семьи. Это указывает на первобытно-племенные корни культа.

Баньши в легендах

Легенды, весьма разнообразные по изложению, имеют схожий мотив: путник встречает баньши и каким-то образом наносит ей оскорбление. Легко можно себе представить, чем это обычно для него заканчивается. Вот два наиболее часто встречающихся сюжета сказаний:

Мужчина ночью встретил баньши, принял ее за обычную женщину и начал докучать прозрачными намеками. Она отталкивает его и в наказание оставляет на теле путника неуничтожимый след своей ладони или пальцев.

Мужчина, встретивший баньши за стиркой, посмеялся над ней и сказал, чтобы она и его рубашку постирала. В результате баньши может как незаметно снять с него рубашку и действительно постирать, так и задушить мужчину его же воротником.

Есть несколько упоминаний об этих сказаниях и в литературно-биографических источниках.

Например, в «Мемуарах леди Феншоу», жившей в 1625-76 гг., имеется свидетельство очевидицы, к которой явилась баньши, когда та гостила у некой леди Онор О’Брайен.

«Там мы остались на три ночи. В первую же из них меня положили в комнате, где около часу пополуночи я была разбужена каким-то голосом. Я отдернула занавесь и в проеме окна увидела при свете луны женщину в белом, рыжеволосую, комплекции бледной и призрачной. Громко, голосом, подобного которому я никогда не слышала, она сказала трижды «Конь!», а затем, со вздохом, больше похожим на порыв ветра, чем на дыхание, она исчезла, и тело ее мне показалось более сгустком тумана, чем материей. (...) Около пяти часов к нам зашла хозяйка, сказав, что она не ложилась всю ночь, ибо кузен О’Брайен, чьи предки были владельцами этого замка, попросил ее побыть с ним в комнате. Он скончался в два часа пополуночи. Хозяйка добавила:

— Я должна предупредить, чтобы вы не беспокоились: обычай наш таков, что когда умирает кто-то из семьи, каждую ночь до самой его смерти в окне появляется фигура женщины. Эта женщина много веков назад забеременела от владельца замка, который убил ее в своем саду и выбросил тело через окно в реку; я же не вспомнила о ней, когда отвела эту комнату вам, ведь это лучшая комната в доме.

Мы не ответили на слова хозяйки, но постарались покинуть замок как можно скорее».

Спустя примерно двести лет леди Уайльд в своей книге «Древние легенды Ирландии» посвящает главу поверьям про баньши. В ней она утверждает, что ирландская баньши прекраснее и поэтичнее, чем уродливая баньши Шотланд¬ских гор. Цветистым слогом леди пишет:

«Иногда баньши принимает облик прекрасной девы-певуньи, что некогда родилась в этой семье, но умерла в молодости и получила от незримых сил миссию стать провозвестником рока, грядущего на ее смертных сородичей. Также ее видят по ночам как женщину, закутанную шалью, что ходит меж деревьев и плачет, закрыв лицо вуалью; или же она пролетает мимо в лунном сиянье, горько рыдая; а голос этого духа печальнее всех звуков на земле, и когда его слышат в ночной тиши, он предвещает верную смерть кому-то из членов семьи».

И, наконец, знаменитый автор «Демонологии и колдовства» сэр Вальтер Скотт полагал, что баньши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смерт¬ный вой, наполняющий ужасом ирландские ночи.

Баньши из Шотландии

Несколькими строками выше уже упоминалась баньши — жительница шотландских нагорий. Там ее зовут бен-нийе (Bean-Nighe). Шотландская баньши — привидение женщины, умершей от родов, и непременным ее атрибутом является стирка. Дж. Г. Кэмп¬белл в «Суевериях Шотланд¬ских Гор» пишет:

«Женщина, скончавшаяся в родах, считалась умершей преждевременно, и если она не перестирала всю одежду при жизни, то ей приходится стирать ее до самого срока, в который должна произойти естественная смерть».

Но стирка бен-нийе также предсказывала насильственную смерть кого-либо из членов рода, чей саван она стирала. Шотландская баньши, как и другие «обработанные» христианством демоны, имеет свой телесный недостаток. У нее только одна ноздря, длинный торчащий передний зуб и свисающие груди. Впрочем, есть основания полагать, что этот облик не является выдумкой христианских миссионеров, а выработан тысячелетним опытом и позволяет оградить прекрасную демоническую прачку, купающуюся в реке, от посягательств распаленных поклонников.

Валлийская баньши

Интересно, что в отличие от ирландской фольклорной традиции, интерпретирующей плач баньши в первую очередь как знамение смерти, но не как ее возможную причину, в валлийском фольклоре можно встретить рассказы о том, что тому или иному человеку удалось «отвратить» смерть при встрече с мифической девой. Например, в рассказе, датированном 1878 г., повествуется о некоем крестьянине, к дому которого ночью подошла баньши и стала рыдать и стонать. Собрав все свое мужество, он высунулся из окна и крикнул: «Уходи, иди в Снаффер Инн (название соседней деревни) и больше никогда не возвращайся!». Баньши ушла, а на следующий день стало известно, что живший на краю упомянутой деревни фермер ночью внезапно скончался».



Ольга Пасицельская
Украинский портАлРейтинг@Mail.ruSpyLOGRated by MyTOPКаталог-Молдова - Ranker, StatisticsУкраина онлайнКаталог Ресурсов ИнтернетСлуга Народу