Сегодня жертвой мошенников можно стать где угодно. Даже заглянув в кафе или ресторан, мы рискуем быть обманутыми. Персонал «из экономии» нередко может не доложить в тарелку еду, заменить дорогой сыр дешевым или присвоить половину закуски с банкета. Обычно обманывают посетителей сами официанты и бармены. Ни для кого не секрет, что зарплаты у них невысокие, а основной источник дохода — чаевые. Вот они и пытаются нажиться на невнимательных клиентах.

Самый распространенный способ обмана в кафе — недолив. А помогает в этом обыкновенный лед. Всегда смотрите, значится ли он в ингредиентах напитка. Если нет, то приносить его должны либо в отдельной посуде, либо наливать напитки в стаканы большего объема. Например, если в меню указан объем порции 200 мл, то напиток должны принести в бокале объемом 300 мл. Иначе недолив на каждой порции составит около 80 мл. Фактически вы платите за 200 мл, а получаете всего 100-120 мл, почти в два раза меньше. Также довольно просто немного разбавить дорогое вино не слишком хорошим или заменить дешевым дорогое пиво, тем более если гости уже не в том состоянии, чтобы разобрать вкус напитка. Слегка выпившим клиентам расторопные официанты могут вписать в счет лишние блюда.

Второе золотое дно для ресторанов — это банкеты. Иногда до 50% того, что должно было появиться на столах, уходит в домашние холодильники персонала. Происходит все довольно просто: салаты, например, складывают в один большой салатник. Определить «на глаз», сколько там порций — десять или восемь, не под силу даже опытному повару. Поэтому нужно просить все банкетные блюда разложить по тарелкам, так недовес будет хорошо заметен. Напитки могут разлить по штофам, будет, конечно, красиво, но непрактично. В каждый кувшин или штоф можно недолить по 70-150 мл, в итоге с одной свадьбы персонал может неплохо обеспечить себя алкоголем. Дабы этого избежать, за пару часов до банкета отправляйте в ресторан какого-нибудь родственника, чтобы все было под контролем. И при заказе предупредите сотрудников, что до начала застолья все пересчитаете. 

В счет бывают включены не только позиции из меню, которые вы заказывали, но и оплата за музыкальное сопровождение вечера, чаще всего она взимается за «живую музыку». В таких случаях официант должен предупредить об этом сразу же или указать в меню стоимость услуги. Но если об этом становится известно при получении чека — посетитель имеет полное право не оплачивать этот пункт и потребовать книгу жалоб.

Кроме того, в меню может отображаться стоимость блюда не за порцию, а за 100 г. Если же действительно стоимость блюда определяется по весу, это тоже должно быть изначально указано, чтобы не платить потом за какой-нибудь салат 100 гривень вместо заявленных 20.

Иногда возникают неприятные ситуации с чеками. По правилам сначала приносится так называемый «пречек». Его могут выписать от руки либо отпечатать на принтере. По сути, это просто бумажка, информирующая вас о расходах. Проверяете счет, если все в порядке — расплачиваетесь. По правилам кассовый чек не может быть выбит, пока нет денег. Его вам и приносят со сдачей. Возможны следующие махинации: счет могут объявить устно, а потом принести чек с совершенно другой итоговой суммой. Это стопроцентный обман. Поэтому не ленитесь, требуйте чек и внимательно проверяйте цифры в счете.