Первые телемагазины возникли в конце 70-х годов в США. В 1981-м во Флориде на местном телевидении появилась программа Home Shopping Channel, переросшая позже в полноценный канал. У нас же ТВ-шоппинг как явление появился в начале 90-х.

На первый взгляд совсем безобидный телемагазин в умелых руках превращается в очень мощный способ мошенничества, несмотря на то что деньги потребитель отдает вполне добровольно.

«Магазины на диване» обычно придерживаются нескольких принципов:

— ничего сверхдорогого, вполне демократичные цены;

— товар должен быть в какой-то степени уникальным;

— продукт рассчитан на его немедленное использование, вы должны прийти к выводу: это именно то, что нужно сейчас;

— специальная цена или подарок для тех, кто позвонит в течение ближайших пятнадцати минут;

— товар поражает многофункциональностью.

Принцип обмана прост. Телезритель просматривает рекламу товара, который должен существенно облегчить его жизнь. Это могут быть терки, швабры, пылесосы, кухонные комбайны, тренажеры, электростимуляторы и прочие «приятные мелочи». Далее потенциальный покупатель соблазняется мыслью, что он, не мучая себя изнуряющими диетами, будет лежать на диване, а чудо-стимулятор избавит его от лишних килограммов, «умный» утюг сам погладит вещи, а замечательный комбайн приготовит полезный и питательный обед. Неслучайно в рекламных роликах снимаются преимущественно молодые люди — зритель видит стройные фигуры без грамма лишнего веса, энергично выполняющие упражнения на тренажерах, счастливые лица обладателей уникальных товаров и верит, что «сладкая жизнь», как на экране, вполне реальна. И, конечно, делает заказ.

Далее все происходит по такому сценарию. Приходит посылка с товаром, к ней прилагается товарный чек с суммой, названием товара и подписью. Ни названия организации, ни печати, ни адреса. При ближайшем рассмотрении многие из тех вещей, которые кажутся на экране такими сверкающими, оказываются изготовленными из грубой пластмассы и необработанного металла. Или просто работают очень недолго. Возмутившись, вы пытаетесь дозвониться операторам, которые почему-то бросают трубку, как только слышат о проблемах, и в конце концов говорят: «Оставьте телефон, вам позвонят». Однако никто не звонит.

Если вы вспомните закон о защите прав потребителей и захотите подать в суд, то, взглянув на товарный чек (на котором нет ни печати, ни названия фирмы), поймете всю бесполезность попыток вернуть деньги.

Поэтому, в очередной раз просматривая выпуск телемагазина, помните о том, что бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке. Лучше потратить время на поиск товара в обычных магазинах, предоставляющих гарантии, чем заказывать кота в мешке.