В №34 «Днепровской правды», говоря о визите в наш город министра образования и науки, молодежи и спорта Дмитрия Табачника, мы кроме всего прочего писали о реформировании привычной системы автономии школ и создании так называемых учебных или образовательных округов. В частности, корреспонденту «Днепровки» Табачник сказал, что таких округов, созданных на добровольной основе, уже почти 2000. Вместе с тем возникает резонный вопрос: в чем смысл их создания, способны ли они качественно изменить действующую систему образования?

Прежде всего необходимо сделать оговорку, что в Украине не создается что-то принципиально новое. Такая практика организации образования (или точнее, народного просвещения), как объединение нескольких учебных заведений, существовала еще два века назад. Вот что говорит Педагогический энциклопедический словарь: «Учебные округа были основаны в 1803 году в Санкт-Петербурге, Москве, Дерпте, Харькове, Казани и Вильно. Административными и научно-методическими центрами учебных округов являлись университеты (кроме Санкт-Петербурга), а органами управления — училищные комитеты.

Учебный округ управлялся попечителем; при них состояли попечительские советы и окружные инспекторы, губернские дирекции народных училищ, губернские и уездные училищные советы. В функции попечителей входил контроль за деятельностью учебных заведений Министерства народного просвещения».

Все учебные округа и Главные управления гражданскими учебными заведениями в отдельных регионах были упразднены в 1918 году. И вот практика такой организации образования возвращается. Ведь не зря говорят, что все новое — хорошо забытое старое.

Что дает создание таких округов? В первую очередь система образования в определенной степени унифицируется — принцип один в лес, другой за дровами перестает действовать — учебные заведения начинают более интенсивно контактировать между собой. Но унификация эта не со знаком «минус», а со знаком «плюс». Слабые учебные заведения подтягиваются к сильным — происходит обмен опытом, углубляется взаимодействие в сфере материально-технического обеспечения. В то же время, если в учебный округ входит университет, это позволяет выстроить цепочку преемственности между средней и высшей школой.
Как же обстоит дело с созданием округов в нашем регионе? Ситуацию прокомментировала проректор Днепропетровского областного института последипломного педагогического образования по вопросам новых систем обучения и коммуникаций Марина Ватковская.

— Цель создания округов — обеспечение качественного образования для всех без исключения школьников. У нас этот проект организовывался как экспериментальный несколько лет назад. Мы отрабатывали разные варианты: опорные школы, школы-сателиты, создание учебно-воспитательных объединений и так далее. То есть процесс в области идет давно, а вот после принятия Верховной Радой соответствующего решения он стал проходить официально. Для организации учебного округа должно быть принято решение органов местного самоуправления.

В чем же их смысл? Если в сельском районе есть малокомплектные школы, в которых одна параллель и небольшое количество классов, а учителя одновременно преподают химию и биологию, обеспечивать качественное образование бывает сложно. А вот округа за счет других школ помогают давать более качественное образование — происходит обмен детьми, педагогами, учебным ресурсом и т. д. При этом сами учебные заведения как отдельные единицы сохраняются,— подытожила Марина Ватковская.