Западные христиане празднуют этот день 6 августа, а православные — 19 августа по новому стилю, что соответствует 6 августа по юлианскому календарю.

Праздник посвящен воспоминанию евангельского повествования о Преображении Иисуса Христа. Как описывают Евангелия, за сорок дней до смерти Иисус вместе с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом поднялся для молитвы на гору Фавор, и там лик Его преобразился, а одежда сделалась белой. С преобразившимся Христом беседовали явившиеся пророки Моисей и Илия, которые олицетворяют закон и служение пророков. Беседующих осенило облако, из которого раздался глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте».

Христианское вероучение истолковывает это событие как открытие тайны Божественного промысла о спасении человека: в Преображении не только раскрывается в славе Божество самого Иисуса Христа, но и показано обoжение всей человеческой природы, совершившееся через Его воплощение.

В некоторой степени Праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником Кущей. «Если хочешь, сделаем здесь три кущи», — говорит Петр Иисусу. Эту связь подтверждает и традиция совершать в праздник Преображения (как и во время праздника Кущей) освящение плодов. На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу. Часть этого урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства Евхаристии.

В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.

В тех странах, где не растет виноград, установился обычай освящать вместо него яблоки. Поэтому в народе праздник Преображения получил также название яблочный Спас.