В России проходят траурные церемонии в память о моряках атомной подводной лодки «Курск», которые погибли одиннадцать лет назад, 12 августа 2000 года, в Баренцевом море. Трагедия унесла жизни 118 подводников, среди которых было 20 украинцев.

Генпрокуратура РФ установила, каким именно образом развивались события на «Курске» в момент аварии.

Атомный подводный крейсер «Курск» выполнял учебно-боевую задачу. В назначенное время экипаж лодки не вышел на связь, а в 23.44 в районе нахождения крейсера был зафиксирован взрыв. Прошло чуть более двух минут — прогремел второй. В результате носовая часть подлодки получила сильнейшие повреждения. Перегородку между первым и вторым отсеками «Курска» срезало как ножом, от нее ничего не осталось. Между тем именно во втором отсеке, который на две трети засыпало фрагментами оборудования, находились командование подлодки и большая часть экипажа. Согласно выводам правительственной комиссии РФ, причиной гибели экипажа стал взрыв торпеды в носовом отсеке субмарины. Смерть экипажа наступила по времени от нескольких секунд до шести-восьми часов после взрыва, и к моменту обнаружения лодки 13 августа спасти моряков, укрывшихся в девятом отсеке, было уже невозможно. Исследования тел погибших, которые подняли с борта субмарины, показывают, что большинство подводников умерли от удушья — после взрывов на лодке возник сильнейший пожар (в эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов), и в девятый отсек попало большое количество угарного газа.

Всего следствием выдвигалось 19 версий причин взрыва. В числе первых рассматривалась вероятность существования иностранной торпеды, пущенной по «Курску» намеренно. Тогда считалось, что сделать это могли военные США, так как за несколько недель до трагедии подлодка вернулась из Средиземного моря, где долгое время следила за американской авианосной эскадрой, находясь под днищем авианосца и оставаясь незамеченной.

После этого несколько американских морских военачальников были сняты со своих постов. Говорят, что «Курск» и командир лодки Лячин стали чуть ли не личными врагами американских ВМС, поэтому не исключалась вероятность, что «этому экипажу хотели отомстить», — пишет «Российская газета». Однако частей иностранной лодки, торпеды или взрывчатки найдено не было. Кроме того, эксперты указывают на то, что «Курск» мог выдержать небольшой ядерный взрыв, не говоря уже о торпеде.

После тщательной экспертизы выяснилось, что внешнего воздействия на корпус не было. Версия о вине экипажа хоть и звучала, но в ее пользу не было найдено существенных доказательств.

Эксперты установили, что началом трагедии стал взрыв резервуара окислителя 650-миллиметровой торпеды. В институте криминалистики ФСБ проводили экспертизы и пришли к выводу, что снаружи на него воздействовать было нельзя, то есть взрыв мог произойти только изнутри. Возможно, это был заводской дефект или возникли проблемы при зарядке в торпедный аппарат.

Уголовное дело по факту гибели атомохода было прекращено за отсутствием состава преступления. Материалы уголовного дела насчитывают 113 томов, и половина содержащихся в них сведений является государственной тайной.

Трагедия вызвала огромный резонанс, общественность, возмущенная тем, что подводников спасти не удалось, требовала от властей конкретных и немедленных действий. Вопрос о поднятии судна на поверхность встал очень остро. 30 августа 2000 года Владимир Путин утвердил проект подъема. А затем, на встрече с родственниками погибших, дал слово поднять «Курск» летом или осенью 2001 года.

Это было довольно смелое заявление, учитывая, что такую чудовищно тяжелую субмарину еще никто никогда не поднимал. Подводное водоизмещение лодки составляло
23 860 тыс. т. Длина — 144 м. Крейсер был вооружен 24 мощными сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами «Гранит», таким же количеством современных торпед и оснащен двумя атомными реакторами.

Предложений и даже проектов по подъему «Курска» было множество. Генеральные заказчики подъема, ЦКБ морской техники «Рубин» и российский Военно-морской флот решили привлечь к сотрудничеству западные фирмы «Херема», «Смит Интернэшнл» и «Халибертен», чьи специалисты зарекомендовали себя в ходе эвакуации подводников «Курска» в октябре 2000 года. Они планировали осуществить подъем атомохода с помощью мощного крана. Начались подготовительные работы, но затем руководство фирм заявило, что они в состоянии поднять субмарину лишь в 2002 году. В конце концов, генеральным подрядчиком выступила голландская судоподъемная фирма Mammoet («Мамонт»), с которой российские власти сотрудничали и раньше (проект установки 4600-тонной крыши над стадионом «Олимпийский» в Москве).

С российской стороны было задействовано, кроме боевых и специальных судов, 2600 человек. Всего в операции участвовали около 120 компаний из 20 государств. А потому этот проект является уникальнейшим не только в техническом отношении, но и с точки зрения международного делового сотрудничества.

21 октября 2001 года лодка «Курск» вошла в гигантский плавучий док у поселка Росляково. Операция, длившаяся 85 суток (из них большая часть — под водой), завершилась.

Памятник погибшим матросам установлен возле Центрального музея Вооруженных сил спустя два года после трагедии — 12 августа 2002 года. Выполненный скульптором Львом Кербелем по проекту главного архитектора Москвы Игоря Воскресенского, памятник представляет собой матроса, сжимающего в руке бескозырку. Рядом с ним — лежащий на дне атомоход, именно так, как погиб «Курск».