Рынки Днепропетровска — это своего рода отдельное государство. Здесь свои правила, традиции, даже график работы на них отличается от остальных торговых площадей — в шесть утра тут яблоку негде упасть, а вот в четыре дня на базаре уже совершенно нечего делать.

Чем привлекателен рынок, во многом непонятно. Ценовая политика здесь будь здоров, причем абсолютно на все товары — от картошки до ковров. Качество обслуживания тоже заметно хромает — попробуйте обратиться к реализатору сладостей с просьбой взвесить
100 грамм карамелек. Да и ловкий обман торговцев с подменой ценников, благодаря которому и «выживают» многие, знаменит на весь город. Ну и обвес конечно же. Куда ж без него! Поэкспериментируйте как-нибудь: взвесьте дома килограмм гречки или сахара, которые приобрели на развес на базаре.

Отдельно хочу рассказать о случае, который недавно произошел с моей подругой и лег в основу этой публикации.

Как говорят сами продавцы, «в сезон» на работу они ходят как на праздник. В прошлом месяце этот «плодородный» период был сосредоточен на купальниках, футболках, шортах и сарафанах. Как раз за последним моя подруга Ольга и отправилась на вещевой рынок.

Всеми цветами радуги переливались на солнце модные сарафаны, поэтому сделать выбор сразу девушка не могла. Проходя между рядами, она долго приглядывалась и приценивалась к понравившемуся товару. Цену, которую подруге назвала продавщица летней одежды, Ольга запомнила (что впоследствии и заставило ее вернуться именно к этой торговой точке) — уж очень привлекли ее 180 гривень за разноцветный сарафан. Другие продавцы за похожие модели просили 250-300.

Вернувшись, чтобы померить наряд, подруга не уточнила цену, а просто отсчитала 180 гривень. Далее началось самое невероятное. Торговка поинтересовалась, почему Ольга решила, что сарафан стоит именно 180 гривень. Получив ответ: «Вы сами назвали эту цифру», девушка заявила Ольге, будто та что-то перепутала. Посчитав, что, возможно, не расслышала, Ольга поинтересовалась ценой на выбранный сарафан. Теперь летний наряд стоил уже 240 гривень.

Решив все-таки приобрести эту обновку, Ольга рассчиталась с продавцом. Однако моя подруга имеет привычку везде требовать товарный чек, который сохраняет на протяжении месяца. Покупка сарафана не стала исключением — Ольга попросила выписать чек. Реакция реализатора была «оригинальной» — сначала девушка задала вопрос, зачем он нужен Ольге, а после объяснений подруги ответила, что находится на стажировке несколько дней и чеки выписывать еще не умеет (хотя это сделать совсем несложно). Ольга все же настояла на чеке, а продавщице пришлось выполнить ее требование.

Заполняя чек, торговка вывела цифру 150 грн (причем не в той графе, где должна значиться сумма). Оля, заметив «оплошность» начинающего продавца, поправила девушку и подсказала, что цена сарафана — 240 гривень. На это моя подруга получила ошеломляющий ответ — запись в чеке правильная, просто продавщица решила сделать скидку, а вообще сарафан стоил 240 гривень. При этом Ольге с улыбкой вернули 90 гривень и отдали чек, на котором красовалась абсолютно безграмотная запись. В графе «ФИО продавца» значилась цена сарафана 150 грн, а вместо цены реализатор вывела свое имя — Вика (даже не Виктория). Забрав покупку, чек и деньги, Ольга отправилась домой.

Рассказ подруги побудил меня обратиться к владельцу нескольких торговых палаток на вещевом рынке Вячеславу. Выслушав историю, он рассказал следующее.

— «Развод» покупателей на рынках — «святое дело». Иногда, чтобы создать точке «имидж», сами хозяева ставят цену выше, а потом, якобы «уступая» покупателю, называют настоящую стоимость товара. При этом владелец ничего не теряет, а лишь приобретает постоянных покупателей, тронутых мнимой скидкой. В случае с реализаторами «обман» — дополнительный заработок, который выгоден исключительно продавцу. В ситуации, которая произошла с вашей подругой, продавщица попросту испугалась — ведь случись что с сарафаном, его принесли бы обратно, потребовав вернуть сумму, которая значится в чеке. И если в тот момент в торговой палатке окажется хозяин, который устанавливает цены на товар, она попросту лишится работы. Так что в данном случае «скидка» — банальный страх реализатора быть уличенным работодателем в обмане.

А по поводу неграмотно заполненного чека, это создание имиджа «новичка». Куда было деваться продавщице, объявившей, что она не знает, как заполнить товарный чек. Репутация «начинающего» реализатора выглядит гораздо выгоднее, чем амплуа «обманувшего» продавца,— рассказал Вячеслав.

Из всего сказанного можно сделать вывод: для того чтобы узнать настоящую стоимость товара (особенно когда речь идет о дорогой покупке), нужно просто попросить продавца предоставить товарный чек, который становится своеобразной «сывороткой правды». А вдруг это поможет покупателю сэкономить?