Очередной скандальный документ, который в ближайшее время может принять Верховная Рада, — Жилищный кодекс Украины. В этом случае жилищно-коммунальные инспекторы могут получить право беспрепятственного доступа в квартиры и дома украинцев-должников.

Именно этот факт тревожит некоторых депутатов, поскольку, по их убеждению, предоставление жилищно-коммунальным инспекторам такого права противоречит Конституции Украины.

— Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то в государстве получил право на свободный, без согласия гражданина, доступ в его жилье. А последняя редакция законопроекта Жилищного кодекса позволяет этим инспекторам, грубо говоря, без разрешения входить в спальню к человеку. Поэтому данная норма должна быть исключена из Жилищного кодекса, — считает член парламентского комитета по вопросам строительства, градостроения и ЖКХ и региональной политики Виктор Матчук.

Депутат также сообщил, что одной из функций жилищно-коммунальных инспекторов, согласно данному документу, должен стать осмотр жилья.

— Определенная логика в этом есть, и такие функции в принципе нужны. Инспектор, например, должен иметь возможность проверить, не снес ли человек несущую стену, не изменил ли системы отопления, не совершил ли какое-то другое действие, угрожающее ему самому или соседям. Но, подчеркиваю, это должно происходить исключительно с согласия хозяев квартиры или с санкции суда. Иначе данная норма Жилищного кодекса угрожает безопасности граждан, поскольку под прикрытием жилищно-коммунального инспектора в помещение без разрешения может попасть любой преступник, — утверждает Виктор Матчук.

Однако это не единственный подводный камень, который скрывает данный документ.

Например, согласно ст.106 предлагаемый Кодекс предусматривает оплату за управление жильем. Чем это грозит жильцам? Существует риск, что управление дома будет начислять себе космические зарплаты, а жильцы даже не смогут обратиться в суд с жалобой, поскольку новый Кодекс не предусматривает никаких нормативов или же ограничений этой процедуры со стороны государства.

Далее, в ст.150 говорится, что общее имущество жильцов (подвалы, чердак и т.д.) можно использовать для оказания «собственникам многоквартирного дома социально и экономически целесообразных услуг». Но на практике в ходе операций с этим имуществом домоуправление возьмет на себя определенные обязательства, которые впоследствии выполнить не сможет. В результате — собственность жильцов может перейти в чужие руки.

Более того, людям могут навязать условия сотрудничества с управляющей компанией. В Кодексе предусмотрено два вида договоров. Письменный — персонально с каждым жильцом и предложенный публично (ст.153). Последний вступает в силу после публикации в местных СМИ. То есть ОСББ не только не сможет выбрать себе лучшую управляющую компанию, но и должно будет платить ей на продиктованных сверху условиях. Круг вновь замкнется на чиновниках, которые, во-первых, будут давать путевку управляющей компании на рынок, а во-вторых, организуют добровольно-принудительную «подписку» домов на услуги этих компаний.

А за несвоевременную плату за коммунальные услуги, согласно данному кодексу, будут начислять пеню, которая может превысить размер долга (ст.112). Казалось бы, 0,1% за каждый просроченный день — это не так уж и много. Но если раньше размер пени ограничивался (она не могла быть больше суммы долга), то теперь все предохранители сняты.

Ну и самое главное. Новый кодекс позволяет принудительное выселение (ст.167), но пока что только в случае, если ваш дом будет идти под снос или реконструироваться. Но дадут ли вам новую квартиру? Получите ли вы юридические гарантии реконструкции вашего жилища? В новом Жилищном кодексе ответов на эти вопросы пока нет.