В этом году исполняется ровно сто лет со дня рождения многих выдающихся днепропетровцев, чьи имена вписаны золотыми буквами в летопись не только города и области, но и многих государств мира. К сожалению, некоторые из них незаслуженно забыты. Поэтому мы решили восстановить справедливость и вкратце рассказать об этих людях.

Александр Шульгин

Александр Иванович Шульгин — заместитель командира 45-го гвардейского отдельного саперного батальона по политической части (39-я гвардейская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская армия, 3-й Украинский фронт), гвардии майор. Герой Советского Союза.

Александр Иванович родился 30 января 1911 года в Никополе. Член ВКП(б) с 1931 года. Сначала работал строителем, затем, окончив советскую партийную школу, инструктором горкома партии и редактором многотиражной газеты на Южном трубном заводе.

После призыва в Красную Армию служил в должности политрука саперной роты полковой школы. К началу Великой Отечественной войны был военкомом отдельного артиллерийского дивизиона. Участвовал в войне с первых дней. Был тяжело ранен и отправлен в госпиталь.

В июле 1942 года назначен военным комиссаром 45-го отдельного саперного батальона 308-й стрелковой дивизии.

22 октября 1943 года войска Красной Армии вышли к Днепру. 39-я гвардейская стрелковая дивизия сосредоточилась в районе села Чапли в пяти километрах южнее Днепропетровска. Саперному батальону гвардии майора Шульгина предстояло осуществить переправу стрелковых подразделений и артиллерии на правобережье в районе села Лоцкаменка. Для отвлекающего маневра здесь должен был переправляться 120-й гвардейский стрелковый полк.

Назначенный комендантом переправы, Шульгин всю ночь 23 октября руководил подготовкой переправочных средств. На рассвете первые штурмовые группы отчалили от берега, но были встречены организованным огнем артиллерии и минометов. Понеся потери, десантники были вынуждены возвратиться на левый берег.

Чтобы ввести противника в заблуждение, по предложению гвардии майора Шульгина ложную переправу решено было осуществить ниже по течению. Для создания имитации на плоты посадили чучела, в условиях темноты отбуксировали их на средину реки и отпустили вниз по течению.

На рассвете 25 октября 1943 года по ложному десанту гитлеровцы открыли массированный огонь. В это время подразделения 120-го гвардейского стрелкового полка переправились на правый берег без ощутимых потерь. Находясь под постоянным обстрелом, подвергаясь бомбардировкам с воздуха, личный состав саперного батальона в течение двух суток без сна и отдыха переправлял на плацдарм боевую технику, боеприпасы и вооружение.

В дальнейшем Шульгин участвовал в разгроме Никопольской группировки войск, обеспечивал переправы через Буг, Днестр, Вислу и Одер. Войну закончил на Эльбе.

В последующие годы жизни Александр Иванович жил и работал в Никополе. Скончался 25 марта 1972 года.

Евгений Трубицын

Евгений Георгиевич Трубицын возглавлял Министерство автомобильного транспорта РСФСР в 1969-1983 гг. Был Героем Социалистического Труда, награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Дружбы народов, Трудового Красного знамени.

В годы Великой Отечественной войны работал на Томской железной дороге, находился в рядах действующей армии в звании генерал-директора тяги 2-го ранга. В послевоенные годы возглавлял ряд железных дорог. С 1961-го Трубицын находился на партийной работе. С 1969-го — министр автомобильного транспорта. Внес большой вклад в развитие автомобильного транспорта общего пользования. В частности, результатом работы Евгения Георгиевича можно считать принятие Устава автомобильного транспорта, утверждение Правил перевозки грузов, пассажиров и багажа. Также он стал инициатором учреждения профессионального праздника — Дня работников автомобильного транспорта. Имя Трубицына носит Смоленский автотранспортный колледж.

В ноябре пройдут мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения Е. Г. Трубицына — для празднования создан Оргкомитет и запланированы мероприятия. В частности, издание книги «Воспоминания о министре Е. Г. Трубицыне»; учреждение памятной медали; проведение научно-практической конференции, посвященной памяти Е. Г. Трубицына; Всероссийский автопробег для детско-юношеских школ, посвященный празднованию 100-летия со дня рождения Е. Г. Трубицына; автопробег для предприятий грузового транспорта.

Михаил Протодьяконов

Михаил Михайлович Протодьяконов (младший) родился в Екатеринославе 27 января 1911 года. Затем вместе с родителями жил в Ташкенте, где закончил в 1929 году школу.

В 1929 — 1935 годах учился в Московском горном институте, после окончания которого работал там же ассистентом. Затем — аспирантура Московского горного института.

В 1934 году Протодьяконов совместно с академиком Терпигоревым написал известный учебник по горным машинам, впоследствии несколько раз переиздававшийся. В 1935-м защитил кандидатскую диссертацию, после чего занялся научной деятельностью.

В начале Великой Отечественной войны Михаил Михайлович был призван в Красную Армию. Сначала служил курсантом Бронетанкового училища в Ташкенте, а затем курсантом Бронетанковой академии в Москве.

После завершения курса за отличные знания ему было присвоено звание инженер-капитана. Служил в должности младшего преподавателя кафедры танков. В 1943 – 1944 годах М.М. Протодьяконов был командирован на 1-й Украинский фронт, где служил в должности начальника техотдела подвижного танко-агрегатного завода.

В 1945 году после демобилизации начал работать в созданном Всесоюзном угольном институте (ВУГИ), затем — в Институте горного дела Академии наук СССР (ИГД АН СССР), секторе горных проблем института Физики Земли АН СССР. Одновременно Михаил Михайлович преподавал в Московском горном институте, был членом Высшей аттестационной комиссии.

В 1952 году Протодьяконов защитил докторскую диссертацию и работал старшим научным сотрудником, затем профессором.

Под его руководством было защищено 27 кандидатских диссертаций.

В годы профессорско-преподавательской деятельности Протодьяконов в соавторстве с И. Герловиным опубликовал книгу «Электронное строение и физические свойства кристаллов», где излагалась теория электронного строения атомов, положения которой противоречили взглядам авторитетных ученых-физиков в этой области (например, разгромная статья И. М. Халатникова под названием «По поводу одной «научной теории» в газете «Советская Россия» от
17 мая 1976 года). Михаила Михайловича подвергли гонениям со стороны Отделения физики АН СССР, в результате чего через год автора более 200 научных работ «отправили» на пенсию, а его книга стала раритетом в связи с массовым изъятием из магазинов и библиотек.

После выхода в 1976 году на пенсию Протодьяконов активно продолжал сотрудничать с Герловиным в разработке теории фундаментального поля, создал теорию электронных оболочек атомов и молекул.

Умер Михаил Михайлович Протодьяконов (младший) 20 января 1987 года в Москве и похоронен на Щербинском кладбище.