На прошлой неделе днепропетровский учебно-воспитательный комплекс Европейская гимназия представил серию плакатов под названием «11 или 12 лет — не самое главное». Все работы созданы учениками гимназии и выражают их взгляды на реформы школьного образования и обязанности участников учебного процесса.

О данном арт-проекте журналисту «ДП» рассказали его непосредственные участницы — ученицы 10 класса Анастасия и Юлия.

Мы показали свой взгляд на то, каким должно быть образование. В частности, что каждый ученик нуждается в индивидуальном подходе, поэтому оно не должно быть стандартным. Мы уверены: учителя тоже должны постоянно повышать свой кругозор и уровень знаний, быть готовыми принять что-то новое, в том числе и от учеников, — отметила Юля.

— Мы хотели доказать, что учеба может быть совсем другой, такой, которая будет способствовать развитию мышления учеников, формированию их собственного взгляда на тот или иной факт, — рассказывает Настя.
— Перед оформлением плакатов среди учителей и учеников проходили дебаты, где каждый высказал свою точку зрения на то, каким может быть образование. Главный вывод, к которому мы пришли, — неважно, 11 или 12 лет будет длиться школьное обучение, важно, как проходит этот процесс.

Глядя на плакаты, возникает мысль: принимая те или иные изменения в системе образования, непосредственных ее участников «реформаторы» даже не спросили! А ведь именно школьники и учителя могут лучше обозначить направления, в которых необходимо меняться украинской системе образования. Именно такую попытку и сделали гимназисты. Главная их заслуга в том, что они показали недостатки школьной программы и варианты ее совершенствования.

Так, например, дети осуждают стандартность системы образования, неготовность учителей принять иное мнение. Это выражено на плакатах фразами «Мы за индивидуальный подход», «всеОБЩЕЕ образование», которые и призывают преподавателей не забывать о том, что каждый ребенок — личность. Ребята осознают, что уравниловка воспитает лишь стадное чувство, а не интеллектуальное, духовно развитое будущее страны. Они кричат: мы не роботы, мы живые люди с собственными взглядами, желаниями и стремлениями…

В то же время школьники понимают, что зачастую преподаватели связаны по рукам и ногам программой. Потому неудивительно стремление детей защищать также интеллектуальную свободу наставников. Плакаты, объединенные фразой «Свободу учителю», заставляют задуматься над вопросами: до какой же степени стандарты должны быть стандартизированы? И насколько могут быть свободны учитель и ученик как участники образовательного процесса?

Безусловно, есть такие преподаватели, которые сами не хотят развиваться. Они годами рассказывают школьникам одно и то же, не проявляя ни малейшего интереса к тому, что появилось нового и что творится в мире.

Дети, которых силой принуждают посещать все без исключения уроки, теряют интерес к знаниям. Ребята испытывают негатив к школе. Отсюда и пожелания: «Мы хотим, чтобы 45 минут длилась перемена, а урок — 10». Поэтому столь весомы плакаты с однозначным утверждением: «Учитель обязан учиться!» и «Школа-мати кличе!». В последнем даже написан краткий кодекс для преподавателей. Здесь говорится: при возникновении желания выгнать ребенка из класса — выйди сам, а также дан бесценный совет: учитель должен будить мысль, а не усыплять ее.

В других более лояльных утверждениях дети уверены: образование сделает из обезьяны человека! Ведь на самом деле школьники стремятся к знаниям, но форма, в которой они даются, их пугает.

Еще одним важным компонентом для превращения обезьяны в человека гимназисты считают способность учителя не просто смотреть, а видеть, и не только слушать, но и слышать своих юных подопечных. Плакаты бросаются в глаза мольбой и одновременно приказом: «Я хочу, чтоб меня услышали». Эту фразу можно отнести ко всему проекту.