С тех пор как появились человеческая цивилизация и общественные отношения, люди нуждаются в освещении как глобальных, так и проходящих событий. Нелегкое бремя донесения правдивой информации взяла на себя группа (или, как некоторые иронично говорят, «каста») людей, называющих себя журналистами.

Отмечая 6 июня профессиональный праздник «акул пера», следует вспомнить основные вехи развития мировой и отечественной журналистики.

Многие ошибочно предполагают, что печатное дело, масс-медиа, информационные войны дал миру прошлый неспокойный век. Это далеко не так. ХХ столетие лишь привнесло в развитие журналистики большую оперативность. Теперь буквально через несколько минут после речи президента, очередного теракта на ближневосточном курорте или обвала фондового рынка миллионы людей могут видеть подлинную картину произошедшего на экране телевизора или компьютера. Другое дело, что подобная ситуация нанесла ущерб аналитике — информации много, а задуматься о главном времени нет. В то же время пресса (а затем и другие виды средств массовой информации и коммуникации) развивалась на протяжении столетий.

Еще в древнем мире на центральных площадях полисов вывешивались различные информационные сообщения. Особое распространение этот процесс получил в Древнем Риме. Однако пресса в современном понимании этого слова зародилась лишь в эпоху Возрождения с появлением книгопечатания.

Первые газеты были рукописными, оставаясь таковыми на протяжении всего XVI столетия. Они продолжили свое существование наряду с печатными и в XVII веке.

Усложнение экономической и политической жизни Европы в конце XVI — начале XVII веков, расширение торговых и культурных контактов между европейскими странами требовали создания новой системы обмена информацией. Налаженные морские и сухопутные коммуникации, интенсивное использование речных систем, строительство каналов создали условия для относительно быстрой передачи новостей из одного региона в другой. В XVI–XVII вв. во многих странах Европы возникли государственные почтовые службы, ускорившие процесс обмена информацией.

В крупных торговых и политических центрах в конце XVI века появились информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, конъюнктуре цен, прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты, призванные утолить «информационный голод».

Предшественниками первых газет стали венецианские рукописные издания, появившиеся в этом крупном экономическом и финансовом центре Европы во второй половине XVI века. Слово «газета», вошедшее в большинство европейских языков, происходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которую читатели платили за данный информационный листок.

Венецианские издания представляли собой листы, сложенные вдвое и заполненные от руки с четырех сторон. Информация, помещенная в них, не была подписана и содержала новости о различных событиях, происходивших в Италии (исключая саму Венецию) и за ее пределами. Краткие новостные блоки (в основном военные или политические) были разделены абзацами, где в качестве «заголовка» выступали название города (страны) и дата происходившего события. Венецианские рукописные газеты назывались «аввизи» (итал. «avviso» — сообщение, извещение), самый ранний дошедший до нас комплект датируется 1566 годом.

Периодичность рукописных газет была еженедельной. Не сохранились сведения о первых журналистах, создававших венецианские avvisi. Однако есть доказательства, что в Венеции существовал цех профессиональных собирателей новостей — «аввизатори».

В последующие столетия журналистика развивалась чрезвычайно стремительно, особенно в этом смысле выделяется XVIII век. Именно тогда появляются такие известные издания, как британская «The Times».

Огромную роль газеты играли в социальной жизни государства. Именно при помощи печатных изданий народ знакомился с замечательными идеями знаменитых просветителей — Вольтера, Жан-Жака Руссо, Шарля Луи де Монтескье. Кроме философских концепций мыслители стали инициаторами общественных процессов, приведших в итоге к Великой Французской революции. Одним из важнейших положений их учения о государстве и обществе стал постулат о свободе печати.

— Всякое ограничение свободы печати становится средством направлять общественное мнение в пользу своих личных интересов и основывать свое господство на невежестве и всеобщей испорченности. Свободная печать — страж свободы; печать связанная — ее бич.

Эти слова принадлежат одному из духовных вдохновителей, а впоследствии — лидеру революции во Франции Максимилиану Робеспьеру — вождю якобинцев. Правда, когда эта политическая сила пришла к власти, начались массовые гонения неугодных и не о какой свободе печати речи идти не могло. Однако это уже другая история…

С расцветом политического плюрализма в ХІХ веке появляются сотни новых газет, ставших определенным катализатором общественной мысли.

В этом смысле в Российской империи показателен пример газеты «Правда»— печатного органа социал-демократов.

— Газета — это коллективный пропагандист, коллективный агитатор и коллективный организатор. Печатное слово должно стать проводником культуры,— говорил вождь пролетариата Владимир Ленин. Этим мотивом он руководствовался, основывая новую газету. Первый ее номер увидел свет 5 мая 1912 года. Впоследствии, уже после образования СССР в 1922 году, 5 мая праздновался как День печати. Для многих журналистов постсоветских стран он по-прежнему остается красным днем календаря. Вот что по этому поводу говорил известный российский журналист, главный редактор журнала «Политический класс», автор и ведущий телепрограммы «Что делать? Философские беседы» Виталий Третьяков:

— У нашей страны сложная и славная история — мало кто в мире может похвастаться чем-то подобным. Для меня и 7 ноября праздник, и 5 мая, и 1 мая, про 9-е мая даже не говорю. В какой из праздников я поднимаю рюмку водки, а в какой не поднимаю — мое личное дело, но речь не об этом. Подавляющее большинство журналистов (к которым я себя отношу) — советские (если включать сюда всех, кто жил в СССР), преемники тех многонациональных журналистов, которые были в Российской Империи, всегда считали 5 мая своим праздником, искренне радовались его наступлению, ценили его, иронизировали, конечно, по его поводу — но тем не менее он был праздником. Я да и многие мои коллеги считают по сей день 5 мая — Днем журналистики.

В независимой Украине этот праздник ежегодно отмечается 6 июня — в день принятия Союза журналистов Украины в 1992 году в Международную федерацию журналистов. (Указ Президента Украины от 25 мая 1994 года № 251/94). О роли «акул пера» в построении независимого украинского государства в свое время говорил председатель Национального союза журналистов Украины Игорь Лубченко:

— Чрезвычайно нужны были украинские издания, когда Украину объявили независимой. Тогда именно журналисты привели политиков к власти во вновь созданном государстве. Трагедия началась после того, когда эти политики, прорвавшись к власти, забыли, кому этой властью обязаны. Благодарить они должны именно журналистов, которые и сегодня постоянно о них рассказывают, а ссориться с ними — это недальновидно. Ведь только тот, кто дружит с журналистами, является мудрым человеком и умным перспективным политиком.

Сегодня гражданин любого государства имеет широкий выбор, каким способом получать интересующую его информацию — через газеты, радио, телевидение или Интернет. Но следует помнить, что за каждым сказанным или написанным словом стоит самоотверженный труд десятков и сотен специалистов, в поте лица добывающих эту самую информацию.