Украинские студенты не хотят учиться в отечественных вузах. Такой неутешительный вывод напрашивается исходя из данных социологии — лишь каждый шестой студент считает, что лучше наших университетов в мире нет.

В частности, не так давно Киевским институтом проблем управления им. Горшенина было проведено исследование «Студенты — образ будущего». Оно проводилось среди молодежи Украины, России, Казахстана и Польши. Его данные показывают, что учиться в родной стране хотели бы 15,5% украинских студентов, 27,7% — российских, 8,9% — казахских и 34,1% — польских. Самой привлекательной страной для учебы стала Великобритания, в вузах которой хотели бы получать знания 45,9% украинских студентов, 18,2% — российских, 41,8% — казахских и 32,4% — польских. Таким образом, из стран бывшего соцлагеря лишь казахи неудовлетворены системой образования в своей стране больше, чем украинцы. Почему же так происходит?

Для начала необходимо разделить проблему на две составляющие — качество образования и качество диплома. Но все же главной бедой является ломка старого при отсутствии нового. Для отечественного образования — это, конечно, уход от советской воспитательной системы и неловкие попытки перехода к системе европейской. Притом что реально реформы проводятся незначительные — главным «достоянием» за двадцатилетний период стало введение внешнего независимого тестирования и переход с пятибалльной на стобалльную систему оценивания знаний учащихся.

Одним из наиболее рьяных защитников старого порядка вещей принято считать известного писателя-сатирика Михаила Задорнова. Он неоднократно заявлял, что реформы в образовательной сфере направлены лишь на то, чтобы молодое поколение стран СНГ превратить в общество потребителей, не способное адекватно реагировать на вызовы современности. В свою очередь советская система образования была одной из лучших в мире.

Во многом можно согласиться с Михаилом Николаевичем, если бы не одно «но». Сами выпускники вузов сетуют на то, что преподаватели старой закалки, зная теорию, не ориентируются в новациях современного рынка. А, как известно, прогресс в мире идет десятимильными шагами. И в этом смысле наши вузы значительно уступают заграничным. Но в чем же главный плюс современного украинского образования? Это универсальность получаемых знаний, возможность выпускника ориентироваться не только в сугубо узком предмете, но и иметь довольно широкий кругозор. При этом преподаватели в отличие от их западных коллег не только дают ссылки на те или иные источники информации, по которым студент сам должен обучаться, но и реально учат.

Но все же почему наши студенты отдают предпочтение западным вузам, а дети многих политиков, бизнесменов и просто обеспеченных людей едут учиться за границу? Во многом срабатывает психологический аспект — у них ведь лучше.

В то же время сами слушатели видят проблему следующим образом:

— Высокий процент украинских студентов, желающих учиться за рубежом, не отображает действительности. Он лишь демонстрирует знание наших соотечественников о том, что в иностранных вузах можно получить хорошее образование. Проблема украинских учебных заведений заключается в том, что они плохо рекламируются. Я считаю: украинское образование находится на достаточно высоком уровне, и при желании каждый студент может получить максимум знаний и опыта по своей специальности во время практики,— заявила на одной из пресс-конференций заместитель председателя совета студентов Национальной металлургической академии Украины Александра Пудла.

Это же мнение подтверждает и глава Совета ректоров Днепропетровской области, ректор Национальной металлургической академии Украины Александр Величко. В рамках экспертного опроса института имени Горшенина он заявил:

— Могу сказать, что не совсем однозначно желание молодежи учиться за границей. Был такой период в 90-е годы. Но сегодня ситуация другая. У нас есть несколько проектов с иностранными университетами-партнерами, но мы не всегда можем набрать желающих. Обычно говорят: чего я туда поеду, если и здесь получаю хорошее образование. Что касается металлургии, материаловедения и механики, то иностранные компании заказывают наших специалистов, потому что в их университетах такой подготовки нет. Однако если говорить о специальностях «Менеджмент» и «Экономика», то, возможно, эти профессии и есть смысл получать за рубежом.

В то же время некоторым диссонансом сказанному выглядит комментарий члена правления Федерации работодателей Украины Юрия Богуславского:

— В украинских вузах высокий уровень коррупции и низкое качество образования, все покупается за деньги. В связи с этим у наших студентов низкий уровень знаний. Также в Украине большая конкуренция на рынке труда,— заявил эксперт.

Кроме того, неучастие в некоторых образовательных проектах Украины как государства понижает престиж отечественного диплома. Соответственно, украинские вузы не попадают не только в первую сотню, но даже и в топ-500 лучших учебных заведений мира. Но если наши власти приблизят стандарты образования в вузах к европейским, не забывая при этом о традициях отечественной школы, украинские учебные заведения имеют все шансы быть «на уровне» лучших университетов мира.