Законопроект об обязательном дошкольном образовании уже успел наделать шуму не меньше, чем Налоговый кодекс. Вряд ли найдется человек со столь богатой фантазией, чтобы представить себе при массовом закрытии общеобразовательных школ в селах строительство и развитие сети детских садиков для выполнения нового закона.

После публикации в «Днепровской правде» информации о новом проекте законодательного акта, мы получили много писем от читателей. Все они встревожены нереальностью реализации подобного нововведения.

В подтверждение опасений наших читателей Центр образовательного мониторинга обнародовал экспертную оценку проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О дошкольном образовании», в котором отмечает необходимость его существенной доработки.

Как сообщается на официальном веб-сайте ЦОМ, разработчикам законопроекта уже направлены соответствующие предложения экспертов по совершенствованию документа.

Прежде всего специалисты ЦОМ отмечают, что в проекте изменений и дополнений в Закон Украины «О дошкольном образовании» сложные экономические вопросы остались без должного внимания. Непонятно, например, как реализовать на практике обязательность получения детьми дошкольного возраста формального дошкольного образования в специальных учебных заведениях, когда критически не хватает помещений детских садов.

Эксперты также обращают внимание, что в законопроекте постоянно фигурируют цифры в отношении старшего дошкольного возраста 5 — 6 (7) лет, что явно не согласуется с Законом Украины «Об общем среднем образовании», по которому уже шестилетние дети, не говоря о семилетних, могут быть школьниками.

Кроме того, в ЦОМ отмечают, что авторы законопроекта предлагают новый тип дошкольного учреждения — «корпоративное дошкольное учебное учреждение (ясли-сад) для детей от двух месяцев до шести (семи) лет». При этом не объясняется понятие «корпоративный».

В законопроекте говорится и о том, что «для удовлетворения образовательных, социальных потребностей граждан могут создаваться инклюзивные группы в дошкольных учебных заведениях для организации ранней коррекционной и лечебно-восстановительной работы». Как отмечают эксперты, сама по себе постановка вопроса не вызывает сомнений, однако понятие «инклюзивные группы» употреблено здесь некорректно, ведь оно не является тождественным по смыслу понятию «инклюзивное образование».

Зато статья 22 содержит нововведения, по которым фактически предусматривается лишить Кабинет министров Украины полномочий утверждать Базовый компонент дошкольного образования.

Кроме того, по мнению специалистов, до сих пор неурегулированными останутся и вопросы обеспечения работы дошкольных учебных заведений при школах. В частности, в таких случаях уместным является предписание о правах бесплатной аренды.

Крайне необходимыми специалисты ЦОМ считают дополнения о том, что в дошкольных учебных учреждениях независимо от количества детей и групп обязательно должна быть предусмотрена должность медицинской сестры, а также законодательный запрет на изъятие (продажу, приватизацию, передачу, залог) земли дошкольного учебного заведения. Она должна передаваться государством в пожизненное пользование согласно договору. Право собственности на землю переходит к приобретателю с момента нотариального удостоверения этого договора.

«Таким образом, вынесенный на общественное обсуждение законопроект требует дальнейшей доработки, в том числе и путем учета наработок других законопроектов в области дошкольного образования», — говорится в заключении ЦОМ.

Так что пока никто не сможет обязать родителей отдавать своих детей в детские сады, как обязательное условие для того, чтобы их дети пошли в школу.