Прошло немало лет, а Украина до сих пор у многих ассоциируется с Чернобылем. За последствия взрыва на ЧАЭС придется расплатиться еще не одному поколению людей. Уже сейчас молодежь не остается равнодушной к существующей проблеме.

Днепропетровском художественном музее открылась выставка плакатов, посвященных чернобыльской катастрофе, на которой были представлены работы студентов Днепропетровского театрально-художественного колледжа.

Когда произошла трагедия, авторы плакатов еще даже не родились, но смогли остро прочувствовать всю боль масштабной катастрофы и перенести ее на бумагу.

Работы поражают своей глубиной и точностью. Умело подобранные фразы, соответствующие образы и свежие взгляды юных художников на давнюю проблему заставляют людей серьезней задуматься о том, что право на ошибку бывает далеко не во всех случаях.

Плакат «Зроблено в Україні» с ярким и веселым подсолнухом, у которого вместо семян знак радиации, заставил с грустью улыбнуться. Действительно, ведь в других странах на произведенные у нас продукты питания смотрят не иначе как на то, что содержит радиацию и не пригодно для употребления.

Пылающие свечи с тенью радиоактивных треугольников, как реквием по всем погибшим, безмолвно, но проникновенно смотрят с плаката. Будто пытаются найти объяснение всему произошедшему, но их вопрос остается без ответа.

А вот плакат с картой Украины, на которой Чернобыль отмечен знаком радиации, рассказывает о том, что город-призрак стал весьма популярным на западе туром. Диковинкой, захватывающей новинкой, своего рода экзотикой для иностранцев. К сожалению, такая экскурсия притягивает туристов не как город, в котором произошла техногенная катастрофа, и не тем, что в этих местах люди отдавали свои жизни. Иностранцев в основном привлекает то, что в Чернобыле нет жителей, но при этом есть город с разрушающимися памятниками архитектуры, зданиями, Домами культуры, вывесками магазинов, парками и остановками. Где еще такое увидишь?

На плакате с изображением колеса обозрения и старой, грязной, кем-то потерянной куклы между строк прослеживаются судьбы детей, которые поменяли веселые парки и аттракционы на больничные палаты.

Автор одной из работ нарисовал часовой механизм. Взяв за основу часы и две скорбные для человечества даты — 26 апреля (взрыв на ЧАЭС) и 11 марта (взрыв на первом энергоблоке АЭС Фукусимы) и подобрав фразу «Механизм запущен», он скомпоновал все это в один вопрос, адресованный всем нам: чего ждать дальше?

А вот ярко-желтый плакат «Утро» показывает, что история Украины разделена на «до» и «после». В периоде «до» живут здоровые жизнерадостные люди, мечтающие о светлом будущем. Они строят города, заводы, семьи, рожают детей. А «после» приходится наблюдать сплошную разруху, многолетнюю ликвидацию последствий чернобыльской аварии и болезни, которые не влекут за собой ничего хорошего. На этом плакате нет ни рисунка, ни фотографии, здесь одна, но очень многозначительная фраза — «26.04.1986 г. Утро. В городе Припять все как обычно…»

Заслуженной и как нельзя более чуткой работой стал плакат с изображением праздничного пирога. Вот только рисунок на кулинарном шедевре до слез грустный — черно-желтый знак радиации, словно ироничное поздравление, гласящее «С годовщиной тебя, Чернобыль».

Любая проблема остается очень далекой и незначительной, если не затрагивает конкретно тебя, твоих близких и родных. Но взгляд на нее кардинально меняется, если она хотя бы капельку нарушает покой твоего мира.

Выставка плакатов выразительно говорит о том, что нельзя оставаться безразличными к чужому горю, разбитым судьбам пусть даже и посторонних людей, к будущему и прошлому страны.