Очередной номер «Днепровской правды» выходит в Страстную Пятницу. Однако уже в это время все верующие христиане — как католики, так и православные — готовятся встретить великий праздник Воскресения Христова. В этом году дата Пасхи у западной и восточной церквей совпадает. В преддверии события сделаем небольшой экскурс в историю этого светлого дня.

Изначально Пасха (Пейсах) праздновалась у евреев в честь Исхода из египетского плена около ХІІІ века до нашей эры. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание годовалого ягненка мужского пола, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи. После разрушения Храма в Иерусалиме (культового центра ветхозаветных иудеев) ритуальное заклание стало невозможным, поэтому верующие евреи в Пейсах едят только мацу.

Первоначально смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно: пятница была днем поста и скорби, а воскресенье — днем радости.

Но уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех христианских церквях. В сочинениях ранних христианских писателей — в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария Иерапольского есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная», она совпадала с еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После нее отмечалось собственно Воскресение Христово как «Пасха радости» или «Пасха воскресная». В современном богослужебном уставе сохранились следы этих древних праздников. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы и из торжественно радостной пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

В это же время иудеи переходят на празднование Пасхи по лунному календарю. Реформирование еврейской Пасхалии не могло не сказаться на христианах Малой Азии, празднующих Пасху строго 14 нисана (месяц распятия Христа).

На І Вселенском Соборе в 325 году христианам было запрещено совершать Пасху «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями».

В VIII веке Рим принимает восточную Пасхалию. В течение этих 500 лет Пасха праздновалась по договоренности между Церквями Востока и Запада.

В 1583 году в Римо-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие этого изменился и весь календарь. В результате перехода к другим астрономическим датам католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

Сегодня юлианским календарем всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Серб-ская Православные церкви, а также Афон. Финляндская Православная церковь полностью перешла на григорианский календарь. Остальные церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и остальные непереходящие праздники — по новому.

Наиболее же сложный вопрос — расчет даты праздника Воскресения Христова. Общее правило для расчета даты Пасхи как Александрийской, так и Григорианской традиции в том, что этот день отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Весеннее полнолуние — первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

— Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);

— Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

— Установленный день празднования — воскресенье;

Однако Православная и Католическая церковь используют разные Пасхалии, что привело к разным датам.

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) может выпадать на любой из дней в период с 22 марта по 25 апреля по юлиан-скому календарю (что в XX—XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (25 марта), то она называется Кириопасха (Господня Пасха). Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой.

В Римо-католической церкви (а также в протестантских) дата Пасхи рассчитывается по григорианской Пасхалии. В XVI веке Римо-католическая Церковь провела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая Пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, несоответствующие реальному положению светил). Новая Пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями — 13 дней в XXI веке. Католическая Пасха в 45 % случаев на неделю раньше православной, в 30 % случаев совпадает, 5% — разница в 4 недели и 20 % — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.